Независимость - это фундамент, на котором мы сможем построить светлое будущее лишь бережно храня память о несправедливо осужденных в годы политических репрессий, отметил Президент Казахстана К. Токаев
30 мая 2020 года Президент Казахстана К. Токаев выступил с обращением по случаю Дня памяти жертв политических репрессий и голода.
Выступление Главы государства особенно активно поддержали историки. Специально для портала Qazaqstan Tarihy директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор Буркитбай Аяган поделился своими мыслями.
Решение Президента Казахстана К.Токаева о создании Государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий - это долгожданный и очень своевременный шаг. Почему? Казахстан изначально заявил, что он является светским, демократическим государством, это необходимо доказывать делами.
Я хорошо помню, как в 1993 году работала комиссия Верховного совета Республики Казахстан под руководством академика Манаша Козыбаева. Комиссия сделала очень много, добились восстановления прав невинно осуждённых граждан, были назначены компенсации. Но реабилитация касалась только тех осужденных, которые имели соответствующие документы. Многие не могли доказать свою невиновность. НКВД специально уничтожали или не хранили документы.
Не всем известно, что многие граждане были осуждены на основании незаконных, неконституционных "троек". На основании решений этих несудебных органов жен и детей политических осуждённых отправляли в тюрьмы.
Также стоит отметить, что существует стереотип, что среди осуждённых были в основном известные личности, писатели, учёные. На самом деле, доля таких людей была небольшой. Согласно архивным данным, 90% заключённых ГУЛАГА составляли простые крестьяне, рабочие, учителя. Их судили по 58-й статье, которая имела более 10 пунктов. От 7 до 20 лет можно было получить за любую мелочь по доносу соседей, коллег по работе.
На мой взгляд, на нас до сих пор давит груз сталинизма. Мы строим новое, светское государство и нам необходимо полностью отказаться от пережитков сталинизма. Надо отметить, что репрессии проходили не в эпоху Независимого Казахстана, а в период СССР, поэтому ответственность за эти преступления должны нести руководители советского государства.
Несколько месяцев назад группа учёных обратилась с письмом к Президенту Республики Казахстан, в котором они обратили внимание на то, что много людей, подвергнутых репрессиям, до сих пор не реабилитированы. При этом, ограничениям в правах подвергаются также их потомки, дети и внуки.
Президентом была создана государственная комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Членам комиссии предстоит очень сложная работа: необходимо определить, хотя бы примерно, количество репрессированных, разделить их по категориям, назвать статьи.
По мнению Буркитбая Аягана, в состав комиссии должны входить работники прокуратуры, суда, сотрудники МВД РК. Но комиссия не должна состоять из одних аппаратчиков и чиновников. В состав комиссии должны войти активные учёные, особенно историки, необходимо привлекать архивистов, международных экспертов.
Физическое истребление народа сопровождалось громадным прессингом, тотальным страхом, "только коммунистическая партия знает, как строить коммунизм", постоянным шельмованием инакомыслия. Например, немцы, которые хотели уехать в ФРГ, подвергались унижениям, оскорблениям, обвинениям в предательстве народа. Хотя они всего лишь реализовали свое право на воссоединение с исторической родиной. Травле подверглись диссиденты, например, Быков. Ограничения прав людей продолжалось все годы советской власти.
Государственная комиссия, созданная по поручению Президента, должна выстраивать свою работу в этом плане.