Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Казахские музыкальные инструменты

4275
Казахские музыкальные инструменты - e-history.kz
«Если посмотреть на всемирную историю традиционных музыкальных инструментов, то окажется, что большинство из них связаны с историей азиатских кочевников»

 говорит известный ученый-этнограф Бикумар Камалашулы.

Кочевники, внесшие свой вклад в мировую цивилизацию, с древних времен пользовались музыкальными инструментами. В давние времена музыкальные инструменты использовались для подачи сигналов во время набегов врагов, для распугивания зверей во время охоты, в ритуале камлания баксы и других религиозных ритуалах, в процедурах врачевания и целительства.
Например, во время вражеских набегов использовались духовые инструменты: барабан (дабыл), даулпаз, уран, карнай (керней). Во время камлания баксы использовали – дангыра, асатаяк, шанкобыз. Певцы и кюйши использовали струнные музыкальные инструменты, такие как домбра, сыбызгы, сырнай, кылкобыз. Таким образом сохранилось много видов музыкальных инструментов, которыми испокон веков пользовались наши предки.
Простые музыкальные инструменты изготавливали из камня, дерева, железа, различных растений, глины, кожи, кости и рогов, кишок животных, конского волоса и других материалов. В различных фондах музеев страны хранятся более 400 старинных музыкальных инструментов. Из них лишь около 100 сохранены в памяти потомков и сейчас используются в музыкальном творчестве.
Конечно, звучание, исполнение музыкальных инструментов – отдельный разговор. Их исследованием, изучением занимаются специалисты-музыковеды. Наша цель – рассказать об истории традиционных музыкальных инструментов казахов и их современном состоянии. Говоря о казахских музыкальных инструментах, в памяти в первую очередь возникают образы домбры, кобыза, жетыгена и сырная. Некоторые из вышеупомянутых 400 музыкальных инструментов не исполняются со сцены, а образцы других даже и не сохранились.
Это и обидно.

Этнограф Жагда Бабалыкулы с сожалением говорил об этом:

«Такие инструменты как ускирик (үскірік), ыскырык (ысқырық), шанкобыз (шаңқобыз), келикобыз (келіқобыз), сазсырнай, дап, дабыл остаются незамеченными. Сейчас очень мало кто играет на них. В течение ХХ века многие казахские национальные музыкальные инструменты оказались невостребованными. А востребованные домбра и кобыз пережили большие изменения и в результате потеряли колорит приятного казахского голоса, данного самой природой. Поэтому, пока этот исторический недуг не одолел нас, необходимо хранить и передавать во благо настоящего и будущего, великое народное наследие, собранное веками, и это должно стать одной из первоочередных целей».
В начале ХХ века, когда казахский народ начал терять свою духовность, индивидуальность, музыкальные инструменты тоже подверглись «ассимиляции». Домбра потеряла свой приятный голос, струны стали изготавливать из разных материалов. Таким изменениям подверглись многие струнные инструменты. Некоторые музыкальные инструменты были вычеркнуты из народной памяти. Казахскую сцену заполонили шумные музыкальные инструменты Запада. По веянию времени некоторые инструменты были изменены, и потеряли свое природное звучание.

Портал NDH решил «оживить» их. Мы представляем вашему вниманию музыкальные инструменты, которые стерлись из памяти народа и потеряли свой голос.
Вы когда-нибудь слышали о таких казахских древних музыкальных инструментах, как бозаншы, боргуй, бұғышық, жілік сыбызғы, хомус?! Об этих музыкальных инструментах нам рассказал заслуженный деятель культуры Монгольской Народной Республики, кюйши, сыбызгист Мухаммед Райхан.

Бозаншы – один из древних смычковых инструментов. Этот инструмент четырехструнный, с длинным грифом, без ладов и с выпуклым корпусом. Звук производится движением смычка. Инструмент бозаншы встречается у многих тюркских народов.

«Это, наверное, один из исчезнувших инструментов. Поэтому было бы прекрасно возродить его и включить в оркестр народных инструментов», – говорит композитор Мухаммед Райхан.

Бугышык – древний инструмент, который встречается у кочевых тюрко-монгольских народов. История его начинается с незапамятных времен. По словам кюйши Райхан ата, инструмент, возможно, появился в эпоху возникновения звериного стиля скифов. Он тоже является духовым инструментом. Делают его из полого рога. У монгольских народов этот инструмент встречается и поныне. Хакасы, тувинцы, алтайцы по-разному называли этот инструмент. Алтайцы называли – «абыргы», хакасы – «пыргы», тувинцы – «амыргы».  

Желбуаз – древний музыкальный инструмент казахского народа, который относится к группе духовых инструментов. По словам музыковеда Райхан ата, желбуаз изготавливали из кожи животных. По форме он напоминал бурдюк. Горлышко закрывалось специальной закупоркой и имело две тростниковые трубочки, через которые издавался звук. «Этот инструмент был в оркестре народных инструментов Казахского драматического театра Монголии. О нем рассказывал и мой учитель, Алдаберген Мырзабеков, известный композитор Нургиса Тлендиев возродил этот инструмент и тоже включил в состав оркестра», – говорит Мухаммед Райхан. Желбуаз мы видели в историко-краеведческих музеях регионов. Но звуков его не слышали.  

Боргуй – древний духовой казахский музыкальный инструмент. Сведений об этом инструменте очень мало. «Я и раньше немного слышал о боргуе. Но лично в руках этот инструмент не держал. От музыкантов слышал, что это был духовой инструмент», – сказал композитор Мухаммед Райхан – и его стоило бы возродить.

Сыбызгы – старинный духовой музыкальный инструмент кочевых народов. Сыбызгы корнями уходит на Алтай. Алтай является золотой колыбелью как казахского, так и тюркского народов. Среди исполнителей инструмента было много казахов Монголии, Китая. Сыбызгы делали из алтайского тростника.

«Сегодня перестали изготавливать этот инструмент. Наши предки, жившие когда-то на Алтае, сушили тростник и делали сыбызгы. Раньше отец рассказывал, что когда они пасли скот, брали тростинку и напевали мелодию. А сейчас говорят, что сегодняшние тростники не способны издавать такие звуки. Поэтому каждый тростник, выросший на Алтае, является голосом сыбызгы, Алтай – родина сыбызгы», - говорит Р.Мухаммед.

Среди тюркских народов сыбызгы широко распространен у алтайцев, башкир, казахов.

Жагда Бабалыкулы говорил: «Народы, жившие вблизи Уральских гор: башкиры и татары, неспроста называли музыкальный инструмент сыбызгы - «курай»». То есть, сыбызгы делали и из уральского тростника.

Корни музыкального искусства берут свое начало от тюркских народов. И не стоит об этом забывать.
 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?