Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Деятельность массовых общественных организаций и развитие общественной мысли

3253
Деятельность массовых общественных организаций и развитие общественной мысли - e-history.kz

Деятельность массовых общественных организаций и развитие общественной мысли

 

30-е годы XX века характеризуется активизацией деятельности массовых общественных организаций, основная задача которых состояла в поддержке проводимой руководством страны и партией социально-экономических и политических изменений. Являясь проводниками официальных идеологических установок тоталитарной системы, они вместе с тем сыграли определенную положительную роль в достижениях этого десятилетия. Но наряду с успехами были и отрицательные явления в деятельности массовых общественных организаций: формализм, администрирование и т.п.

Одной из массовых молодежных организаций того периода был комсомол. Краевой комитет ЛКСМК являлся своеобразным проводником линии руководства партии, поэтому соответствующим образом строил работу комсомола Казахстана, направляя ее деятельность на выполнение определенных политических задач. В период проведения коллективизации комсомольцы должны были своим примером привлекать в колхозы крестьян. Так, выступивший на ІV пленуме Арык-Балыкского Райкома ВКП (б) 3 февраля 1930 года Велиховский заявил: «Всем коммунистам, комсомольцам самим в первую очередь вступать в колхозы за собой повести беспартийную массу». [1]

Они участвовали в выполнении плана хлебозаготовок, как отметил выступающий на этом пленуме Шипилов: «Комсомол сыграл не маловажную роль в работе хлебозаготовок», даже несмотря на то, что «имелось голодное настроение, правый уклон на практике и результате имели исключение 43 человека». [2] Что это? Образец непонимания сложной ситуации, ведь именно тогда начался голод, а молодые люди, сами голодные, должны были отбирать хлеб у таких же голодных. В целом насильственная заготовка хлеба сопровождалась карательными мерами и выявлением неблагонадежных среди своих же активистов.

Большую помощь оказывали комсомольцы в индустриализации, трудясь на строительстве шахт в Караганде, Степняке, Даниловке и других объектах. Они осваивали новые профессии, включались в стахановское движение. Однако вместе с тем им приходилось сталкиваться с трудностями (антисанитарные условия, отсутствие питания, нехватка жилья), которые впоследствии приводили к бегству. В 1932 году только с шахты Караганды сбежало сорок человек, из числа прибывших по мобилизации, в основном казахи. В районы, откуда прибыли мобилизованные, были посланы специальные сообщения с просьбой привлечь к партийной ответственности «указанных товарищей (список прилагался) как за дезертирство с трудового фронта». Под грифом «секретно» в информационном докладе о положении мобилизованных в счет «1200» указывалось: «проведенная проверка использования мобилизованных коммунистов и комсомольцев показала, что из числа прибывших 743 чел., на 15-е апреля 1933 года при проверке оказалось, что всего осталось на местах работы 478 чел.». [3]

Комсомольские организации области уделяли внимание и стахановскому движению, но в этом вопросе проглядывался формализм в их работе. Так, в городе Степняке, одном из промышленных центров, на собрании комсомольского актива от 27 февраля 1938 года вынесли постановление: «Обязать комитеты комсомола организовать комсомолодежные стахановские бригады на фабриках, заводах, шахтах и рудниках, установив повседневные наблюдения и оказать им конкретную помощь в работе». [4] Таким образом, не надо способствовать стахановскому движению, а надо просто «обязать».

Активными участниками преодоления неграмотности среди населения были комсомольцы. В 1930-е годы в ликвидации безграмотности участвовало около 5 тысяч комсомольцев. Всего за годы довоенных пятилеток участниками культурного «фронта» стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы. Помимо этих мероприятий комсомольские организации проделывали определенную работу по обучению работающих комсомольцев. Создавались годичные неполные средние комсомольские школы. Финансировались они промышленными предприятиями и местными бюджетами. На 1936/37 учебный год в Петропавловске было открыто 12 классов с числом учащихся 400 человек, на станции Акмолинск 2 класса с 60 учащимися, в Степняке 4 класса с 100 учащимися. [5]

Важное место в деятельности комсомола занимало пополнение своих рядов активной молодежью. Со второй половины 30-х годов во многих комсомольских организациях рост осуществлялся за счет учащихся школ, а не за счет производственных организаций. Такая тревожная тенденция наблюдается в Степнякской городской комсомольской организации в январе 1939 года: «Рост идет неудовлетворительно. При шахте им. Куйбышева принято 3 чел., шахте им. ІІІ-Интернационала - 9 чел., комсоорганизации при фабрике им. Орджоникидзе – 7. В этих организациях работают исключительное большинство молодежи». [6] К этому времени комсомольская организация Степняка насчитывала 767 человек. Не лучшим образом состояло дело с приемом комсомольцев в партию (в 1939 году). Северо-Казахстанский обком по этому поводу рассылает циркулярное письмо, в котором сообщают, что «...даже такие промышленные организации, как Петропавловская, Степнякская исключительно плохо ведут работу по вовлечению комсомольцев в партию». Обком разъясняет о приеме в партию «преданных делу Ленина-Сталина товарищей, закаленных в боях с врагами народа». Звучат осуждения методов в адрес «полит-экзаменов» при приеме, распространенные повсеместно, преграждают путь к вступлению в ряды партии честным, преданным делу Ленина-Сталина товарищам, но недостаточно еще политически образованным». [7] Результаты не замедлили сказаться, и уже к сентябрю 1940 года почти 40% нового пополнения, влившегося в ряды компартии Казахстана в 1939-1940 годах, составляли комсомольцы. О качественном составе принятых коммунистов мы можем судить из вышеприведенного документа.

Одной из самых массовых организаций 30-х годов были профсоюзы. К 1940 году профсоюзы Казахстана объединяли 75% рабочих и служащих республики. Всю профсоюзную работу стали возглавлять центральные комитеты отраслевых производственных союзов. (8)

Деятельность профсоюзов в этот период в основном был направлен на стимулирование и организацию социалистического соревнования и ударничества, признанных высшим проявлением «сознательности» рабочего класса и полностью соответствовали теоретическим выкладкам Сталина о том, что главная задача профсоюзов выполнение плановых заданий. Конечно же, забота о быте, учебе, здоровье, труде и лечении каждого члена профсоюза будут в центре внимания, но не будут основной задачей. Большую работу проводили массовые спортивные общества.

Методической и нормативной основой стал физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». Среди школьников развернулась массовая сдача норм по комплексу «Будь готов к труду и обороне». Значительно выросли и окрепли массовые оборонные организации.

После прихода к власти Сталина, стали обыденными политические преследования «инакомыслящих», так называемых «социал-националистов», космополитов и т.п. К националистам причислялись недовольные усиливавшейся личной диктатурой Сталина, итогами перегибов при проведении коллективизации в Казахстане, оседания кочевого населения и др.

В те годы законные патриотические чувства и естественная тревога по поводу тех или иных трудностей в национальном развитии отдельных народов оставались вне сферы нормального, т.е. демократического обсуждения. Годами национальное самосознание советских народов было закрыто в определенных понятиях, догмах, рамках. «Сначала оно было закрыто в сталинских рамках, когда национальная интеллигенция, выступая в защиту каких-то своих национальных интересов, автоматически обвинялась в национализме. Вот этот страх и удерживал ее в этих рамках». [9]

Еще в двадцатых годах, когда происходили дискуссии о путях индустриализации и коллективизации, национальных кадрах, ряд деятелей партии высказали свое видение проблемных вопросов дальнейшего развития Республики. Среди них Турар Рыскулов, который в своей речи на втором пленуме Казрайкома (апрель 1926 года) говорил, что дружба казахских и русских народов является «одним из решающих моментов революции, и поэтому нужно к нему относится чрезвычайно осторожно, неуклонно проводя линию партии, предусмотренную в отношении великорусского шовинизма […]. Интернационализм нашей партии требует дать решительный отпор такому уклону...».

Великодержавно настроенные элементы «преуменьшали значение национальных особенностей в партийной и советской работе, часто вовсе не считаясь с ними, механически пересаживая образцы работы центральных районов РСФСР в казахский аул. Они пренебрежительно относились к вовлечению и выращиванию казахских кадров». Подчеркивая отсталость казахского народа, представители этого уклона выступали против создания национальной государственности, областной партийной организации и против индустриализации Казахстана.

Таким образом, деятельность массовых общественных организаций в 30-е годы в Северном Казахстане была направлена на решение тех задач, которые ставили перед ними Сталин и партийное руководство. По отношению к коммунистической партии комсомольские организации были «младшими братьями», а профсоюзная организация их «приводным ремнем». И поэтому, несмотря на все положительные стороны, которые вносили они своей деятельностью, являлись продуктом тоталитарной системы, а значит, усиливали ее.

СЕЙТКАСЫМОВ А. А.

КГУ им. Ш. Уалиханова

Список использованной литературы

1. КПА. Ф.57. oп. 1., д. №7. л.2

2. Там же. Ф.57. oп. 1., д. №7. л.2

3. Отан тарихы. 1999 г. № 2, стр. 73-74

4. KПА. Ф.873. д. № 28, л.3

5. Там же. Ф. 873. оп. 1., д. №13, л.5

6. Там же. Ф. 873, оп. 1., д. № 29, л.11

7. Там же. Ф. 873, оп. 1., д. № 21, л.40

8. История Казахской ССР. Том V, стр. 38

9. Дж. Боффа. История Советского Союза., стр. 378

 

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?