М. Ауэзов – в тени прошлого
Выдающийся писатель, общественный деятель, ученый, доктор филологических наук, профессор, академик АН Казахстана (1946), заслуженный деятель науки (1957)
АУЭЗОВ Мухтар Омарханович (28.09.1897 г. — 27.06.1961 г.) обучался в аульной школе. Дед Ауэз, друг Абая Кунанбаева, оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. В 1908 году Ауэзов учился в медресе Камалиддина, затем на подготовительных курсах русской школы. В 1909 году он лишился отца, и его на воспитание взял дядя Касымбек, который устроил племянника в Семипалатинское городское пятиклассное училище на земскую стипендию (1910 — 1915). В пятом классе училища Мухтар написал свое первое произведение «Дауыл» («В бурю»).
В 1915 году поступил в учительскую семинарию в городе Семипалатинск. В 1917 году написал пьесу-трагедию «Енлик-Кебек» по мотивам дастана «Жолсыз жаза» Шакарима Кудайберды. В том же году женился на Райхан Какенкызы.
Политические перевороты в России (1917), образование Алашского движения (1917) и установление советской власти (1917) изменили его жизнь. Ауэзов организовал союз «Алашской молодежи», способствовал открытию различных кружков, писал статьи для газет «Алаш» и «Сарыарка». 5–13 мая 1918 года на Всеобщем курултае (съезде) казахской молодежи в Омске был избран членом центрального исполнительного комитета. Активный участник образования Всеказахской молодежной организации «Жас азамат», выражающей интересы Алашординского движения.
В городе Семипалатинск совместно с Жусупбеком Аймауытовым выпускал научно-общественный журнал «Абай», в котором печатались научно-познавательные материалы и статьи на социальные темы, пропагандирующие идею создания цивилизованного национал-демократического общества. После выхода тринадцати номеров журнал закрылся.
После упразднения Алашского правительства Ауэзов занимался подпольной деятельностью.
В 1918 году родилась его старшая дочь Мугалима, в 1919 — сын Шокан, который умер от тифа. В 1919 г.оду окончил Семипалатинскую учительскую семинарию.
С 1919 года Мухтар — сотрудник казахского отделения Семипалатинского губернского революционного комитета. С февраля 1920 — заведующий отделением Семипалатинского губернского революционного комитета. Выпускал газету «Қазақ тілі» («Казахский язык»).
В «Открытом письме» к казахскому читателю призывал народ активно участвовать в общественной жизни. В том же году Ауэзов развелся с Райхан Какенкызы и женился на внучке Абая, Камиле Магауиякызы. С 1921 года работал в Семипалатинском областном революционном комитете. С ноября по май 1921 года политический секретарь — член президиума ЦИК Казахской АССР. В журнале «Қызыл Қазақстан» (№ 3–4, 1921) публикуется рассказ Ауэзова «Қоргансыздың күні» («Судьба беззащитной»). Печатается второй вариант пьесы «Енлик-Кебек» («Теке — Орал»). В Казахском театре поставлены пьесы Ауэзова «Бәйбіше-тоқал», «Ел ағасы».
В 1921—1922 годах Ауэзов выступил с критикой политики репрессий казахской интеллигенции и экономического давления Москвы. 7 марта 1922 года вместе с членом ЦИК Казахской АССР Смагулом Садуакасовым он выразил протест большевистской политике и вручили представителю Центрального Комитета РКП (б) В.Г. Юдовскому письмо, в котором излагались политические, экономические и социальные требования. Главные из них — о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати — были рассмотрены на заседаниях президиума Казахского обкома РКП (б). 11–20 марта 1922 года Ауэзов и Садуакасов объявлены «националистами-алашординцами».
В 1922 г. «Қорғансыздың күні» и «Енлик-Кебек» выходят отдельной книгой в Оренбурге. Осенью 1922 г. Ауэзов поступает вольнослушателем в Среднеазиатский государственный университет (САГУ) в городе Ташкенте, где сотрудничает с журналами «Шолпан» и «Сана». Публикует рассказы «Қыр әңгімелері» («Степные рассказы»), «Үйлену» («Свадьба») и другие. В 1923 г. исключен из рядов РКП(б). В этом же году поступил в Лeнинградский государственный университет на филологический факультет. В 1924—1925 гг. учительствовал в Семипалатинском учительском техникуме по поручению Наркомпроса Казахской АССР. Выпустил журнал «Таң», в котором были опубликованы рассказы «Кінәмшіл бойжеткен», «Қаралы сұлу»(«Красавица в трауре»), «Ескілік көлеңкесінде» («В тени прошлого»), «Жуандық" („Насилие“).
В 1925 г. вернулся в Ленинград и продолжил учебу. В 1926 г. организовал научную экспедицию в Семипалатинск по изучению казахского фольклорного наследия, пишет пьесу „Карагөз“. В 1927 г. выходит книга „Әдебиет тарихы монографиясы“. В Ленинграде Ауэзов женится на Валентине Николаевне Кузьминой. В 1927 г. у них родился сын Елдес (умер в возрасте 2 лет), дочь Ляйля родилась в 1929 г. В 1927—1929 гг. публикует 20-томный полный сборник рукописей Абая. В январе 1928 г. пишет роман „Қилы заман“ („Лихие годы“), а в феврале пьесу „Хан Кене“. В 1928 г. поступает в аспирантуру САГУ в Ташкенте. Во время учебы в аспирантуре, летом, путешествуя по кыргызским степям, изучает и записал эпос „Манас“. 1929—1930 гг. посвящает себя научной работе и вопросам миграции.
16 сентября 1930 г. арестован органами ОГПУ. Ему предъявили ряд обвинений, среди которых — организация подпольной борьбы против советской власти и участие в подготовке вооруженного восстания для ее свержения; выступление против конфискации имущества богатых; формирование национал-буржуазной организации „Алқа“; написание произведений, восхваляющих дореволюционную жизнь и быт казахского народа. Находился под следствием 2 года.
В апреле 1932 г. вынесено решение об условном лишении свободы сроком на три года.
10 мая 1932 г. Ауэзова заставили выступить в „Открытом письме“ через газету „Социалды Қазақстан“ и „Казахстанская правда“ с заявлением об отказе от своих произведений „Карагөз“, „Енлик-Кебек“, „Хан Кене“, „Қилы заман“ и научно-исследовательских трудов по истории казахской литературы.
Ауэзов устроился на временную работу учителем казахского языка и литературы в Казахский сельско-хозяйственный институт, по совместительству — заведующим литературного отделения Казахского драматического театра. С сентября 1932 г. Ауэзов — старший преподаватель, профессор Казахского педагогического института.
Им написаны пьесы, рассказы, повести: „Октябрь үшін“ (1932), „Айман — Шолпан“ (1933), „Тартыс“ (1933), „Плечом к плечу“ („Білікке білек“, 1934), „Три дня“ („Үш кун“, 1934),„Превращения Хасена“ („Қасеннің құбылыстары“, 1934), „Түнгі сарын“ (1934), „Тас тулек“ (1935), „Ақан — Зайра“ (1935), „Следы“ („Іздер“ 1935), „Крутизна“ („Шатқалаң“, 1935), „Песок и Аскар“ („Құм мен Асқар“ 1935), „Тастүлек“ (1935), „Ескілік көлеңкесінде“ („В тенях прошлого“ 1935), „Қараш-Қараш“ (1936).
В 1936 г. Ауэзов участник декады казахской литературы и искусства в Москве, делегат Союза писателей Казахской АССР. Продолжает писать пьесы и прозу: „Алма бағында“ (1937) „Шекарада“ (1937), Бүркітші» («Беркутчи», 1937), «Ақ қайың" (1938), «Бекет» (1938), «Қалқаман — Мамыр» (1938), «Абай» (1940).
Перевел на казахский язык произведения Н.В. Гоголя, А. Афиногенова, Н. Погодина, К. Тренева, В. Шекспира, рассказы Л.Н. Толстого, Дж. Лондона. В 1940 г. по сценарию Ауэзова снят фильм «Райхан». Совместно с Л.Соболевым издал сборник «Дала жыры» («Песня степей», 1940), предисловие к сборнику. В 1941 г. закончил роман «Абай». Выход этого романа стал значительным событием в культурной жизни Казахстана. В годы Великой Отечественной войны пишет пьесы «Сын сағат» (1941), «Намыс гвардиясы» (1942), совместно с А. Абишевым).
В 1943 г. Ауэзов — научный сотрудник научно-исследовательского Института языка, литературы и истории, профессор кафедры казахской литературы Казахского Государственного Университета, где преподает до конца своих дней. Пишет либретто к опере «Абай» (1944), «Қынаптан қылыш» (1945) и сценарий к фильму «Абай әндерi» («Песни Абая», 1945). В 1946 году Ауэзов начинает работу над второй книгой об Абае, которая публикуется в 1947 г.
С 1946 г. академик Академии наук Казахстана, доктор филологических наук, профессор. Автор «Истории литературы Казахской ССР», руководитель авторского научного коллектива издания «Истории Казахской советской литературы» (1947).
В 1949 году за роман об Абае становится лауреатом Сталинской премии первой степени, Государственного правительства Казахской ССР. В 1950 г. выходит 3-я книга романа «Абай». В 1951 г. Ауэзов награжден орденом «Знак Почета».
В 1951—1954 гг. началась кампания критики творчества Ауэзова. Его называют «национал-алашординцем», обвиняют в публикации произведений казахского фольклора, содержащих элементы пропаганды против России; восхвалении феодализма в романе «Абай», искажении истории Казахстана и истории казахской литературы. В 1953 г. под угрозой ареста вынужден уехать в Москву. В защиту Ауэзова выступили российские писатели — члены Союза писателей СССР — А. Фадеев, К. Симонов, В. Кожевников, Н. Тихонов.
В 1953 — 1954 гг. читал специальный курс «История литературы народов СССР» в Московском государственном университете. В 1954 г. возвращается в Алматы и заканчивает роман-эпопею «Путь Абая». В 1955 — 1957 гг. издается Полное собрание сочинений Ауэзова в 6-томах.
В 1955 г. избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР, становится почетным гостем съезда писателей ГДР в Берлине, совершает 40-дневную поездку в Индию. В 1956 г. выходит в свет пьеса «Бес дос». В 1956 г. награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени, в 1957 г. орденом Ленина. В городах Алматы и Москва проводятся юбилейные торжества по случаю 60-летия писателя.
В 1957 — 1961 гг. заведующий отделением устной народной литературы Института языка и литературы Академии Наук Казахской ССР. Публикуются произведения Ауэзова «Дос-Бедел дос» (1958), «Алуа» (1958). В 1958 г. Ауэзов участвует в работе 1-й конференции писателей стран Азии и Африки в городе Ташкенте. Выходит в свет произведения «Асыл нәсiлдер» (1959), «Мысли разных лет» (1959) и монография «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» (1959).
В 1959 г. во второй раз избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР. За роман-эпопею «Путь Абая» Ауэзову присуждается Ленинская премия. Выпустил сборники произведений «Караш-Караш» (1960), роман «Өскен өркен» (1960 — 1961). В 1960 г. состоялась его поездка в Америку, 1961 г. — в Индию.
Ауэзов скончался 27 июня 1961 г. в Москве во время операции. Похоронен 1 июля на центральном кладбище в городе Алматы. Творчество Ауэзова сыграло исключительную роль в развитии казахской драматургии. Пьесы «Еңлік-Кебек», «Бәйбіше-тоқал» («Жены — соперницы»), «Қарагөз», «Түнгі сарын» («Ночные раскаты»), «Абай», «Қарақыпшак Қобыланды» и другие вывели казахскую драматургию на мировой уровень. Ауэзов автор научных трудов по казахскому фольклору, истории и теории казахской литературы, о жизни и творчестве Абая. Ауэзов основал новый раздел казахского литературоведения — абаеведение, дал научную оценку произведениям таких акынов, как Шортанбай, Мурат, Дулат и других; исследовал сказки и легенды о Коркыте, Асан Кайгы, написал объемный научный труд об эпосе кыргызского народа «Манас».
Именем Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы в городах Алматы, Астана, Семипалатинск и др. В Алматы создан дом-музей Ауэзову. Изучению жизни и творческого наследия Ауэзова посвящены труды художников и скульпторов К. Телжанова, М. Кенбаева, С. Мамбеева, Е. Сидоркина, Е. Вучетича, Н. Нурмухамбетова и других.
Писателю установлены памятники во всех регионах республики. На Казахском телевидении снят 12-серийный фильм о великом писателе (автор А. Тойбаева). Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались и переводились на многие языки мира.
По решению ЮНЕСКО в 1997 году во всем мире праздновалось 100-летие со дня рождения Ауэзова.