Интернет-портал «National Digital History» продолжает фото-экскурсию по мемориальным памятникам некрополя Камысбай с известным архитектором Алмазом Ордабаевым
В 19 веке в архитектурной практике народных мастеров Мангыстау произошли существенные сдвиги, причем, в сторону значительного обогащения форм и улучшения качества их отделки. Появление длинных двуручных стальных пил позволило легко получать из местного камня крупные облицовочные плиты с идеально ровной поверхностью. Фасады и интерьеры купольных мавзолеев и сагана-тамов стали украшаться контурной резьбой и разнообразными полихромными росписями. Для росписей использовались как минеральные, так и органические красители. Некоторые из них покупались на базарах Хивы, Астрахани, Оренбурга, а другие - мастера приготавливали сами, используя цветные глины, которыми богаты горы Мангыстау, и различные растения.
Тип купольного мавзолея, сложившийся к концу 19 века.
Во время целого полевого сезона, который с коллегами мы провели на некрополе, кроме обмеров и других видов фиксации памятником, были тщательно исследованы и скопированы росписи нескольких мавзолеев. В интерьерах купольных мавзолеев росписи сохранились практически в первозданной свежести. На фасадах же мавзолеев и в интерьерах сагана-тамов краски под воздействием воды, ветра и солнца видоизменились. Некоторые цвета выгорели, оставив под собой более светлые, чем сам камень, области, некоторые окислились, превратившись в черные или бурые цвета. Это дало повод первому исследователю памятников Мангыстау М. Мендыкулову счесть их за траурные тона.
Рогатый там
Сопоставляя росписи в интерьерах и на фасадах, а также фиксируя остатки красочных слоев в затененных углублениях рельефа, мы сделали реконструкцию росписей на фасадах и в интерьерах сагана-тамов. Как видно, характер росписей был невероятно мажорный - никаких «траурных» цветов. В этом сообщении представлены работы Уста Калмуханбета – выдающегося мастера, создавшего в Мангыстау десятки крупных мавзолеев и сотни малых архитектурных форм. Кроме этого, он создал свою местную школу в лице нескольких мастеров, среди которых были и его сыновья.
Там Байжанака итьа
Калмуханбет был универсальным мастером. Он был архитектором, строителем и декоратором. Будучи грамотным человеком и неплохим каллиграфом, он сам делал надписи на своих произведениях. Фиксируя эпиграфику некрополя Камысбай, я безошибочно определял его почерк. Одна из его надписей на небольшом кулпытасе меня просто потрясла. Обычно типовая надпись на мангыстауском надгробии начинается мусульманской формулой «нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник его».
Там Байжанака. 1901 г. Арх. Калмуханбет.а
Далее идет информация о погребенном и завершается автографом мастера. Тут я вижу - «нет Бога – мастер Калмуханбет»!!! Я уже говорил о том, что мастера Мангыстау были подлинными профессионалами. Только осознающего себя творцом архитектора может так высоко занести. Мавзолей Бибиш – удивительно лиричный и светлый, отличающийся от других его купольных мавзолеев памятник - Калмуханбет построил для своей жены в 1907 году. Через несколько лет его самого похоронили в этом мавзолее.
Камысбай. Там №1 - Байжанака. 1901 г. Уста Калмухамбет.р
Камысбай. Там Байжанака. Уста Калмуханбет. 1901 г.
Там Байжанака цука
Там Байжанака. У-а Калмух.п
Маволей Бибиш 12ае
Мавз. Бибиш цукп
Мавзолей Бибиш. Мастер Калмуханбет. 1907 г.а
Мавз. Бибиш 376а
Мавз. Бибиш оап
Мавз.-Бибиш.-Тор
Мавз. Бибиш. Лев. ст.а
Мавз. Бибиш. Левая стена а
Мавз. Бибиш. Правая стена а
Кулпытас нроап
Даулет ИЗТЕЛЕУ
фото из личного архива Алмаза Ордабаева
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)