Интернет-портал «National Digital History» продолжает фото-экскурсию по Мангыстауским подземным мечетям с известным архитектором Алмазом Ордабаевым, который нам предоставил эксклюзивные фотографии
Мусульманская религия, пришедшая на просторы Казахстана, вместе с новой обрядностью несла новые типы культовых сооружений. Суровые нравы раннего ислама, в котором отразились нравы кочевников, проявились в относительном равнодушии к архитектурной организации места поклонения Аллаху.
Шакпак ата. Фото 1969 года, до реставрации
Для религиозного акта требовались лишь купол неба да участок земной тверди, огражденный магической чертой или оградой. Оставалось только найти правильное направление в сторону Мекки – священного города мусульман с его главным святилищем Каабой. Эпоху раннего ислама можно сопоставить с временем проникновения его в казахстанские степи. Разумеется, древние храмы под открытым небом, обозначенные оградами и выкладками, послужили прототипами ранних мечетей. На Мангышлаке сохранилось несколько таких мечетей, в которых круглые или прямоугольные оградки имеют разрыв для входа и крупный камень, служащий мехрабом.
Зенитное окно или "шанырак" мечети Шакпак ата
О тревожной поре религиозных войн и подвигов газиев – борцов за веру – напоминают пещерные и подземные мечети Мангышлака, устроенные в естественных карстах или целиком вырубленные в известняковых породах. Интересным и сложным по структуре является комплекс подземной мечети Шакпак-ата, вырубленный в толщах горных пород недалеко от Мангышлакского залива Каспийского моря. Здесь размещалась пристань на торговом пути, ведущем из Хорезма в Хазарию, Булгарию, славянские земли.
Обна из четырех капителей главного зала мечети Шакпак ата
Главный вход в мечеть ведет со стороны отвесного обрыва, причудливо обработанного ветром и морем, отступившим в далеком прошлом. Внутреннее пространство храма имеет крестообразный план. Центральный квадрат, размером примерно 4х4 метра в плане, имеет купольный свод с круглым зенитным отверстием. По углам квадрата расположены трехчетвертные колонны с капителями.
Интерьер мечети Шакпак ата
На эти капители опираются пяты стрельчатых арок с невысокими стрелами подъема. В торце юго-западного рукава размещен михраб. Рукав, вырубленный в толще напротив мехраба, увеличивает площадь для молящихся мусульман. В юго-восточном отсеке расположен выход на поверхность плато. Над средокрестием храма на поверхности земли сооружен павильон, огораживающий отверстие зенитного фонаря. По обеим сторонам от входа в мечеть, оформленного стрельчатой нишей, в обрыве вырублены семь камер. В шести из них погребены мусульманские святые, над могилами которых установлены длинные древка, к которым крепились полотнища.
Разрез мечети Шакпак ата
Самое крупное помещение использовалось для ночлега паломников. Если верить преданию утверждающему, что Шакпак- ата (подлинное его имя – Шахмардан) явлаяется внуком популярного на Мангышлаке святого Шопан-ата и считать, что мечеть вырублена при его участии, то скальный комплекс следует датировать концом ХII века. При этом нужно исходить из примерного времени жизни Шопан-ата, о котором известно, что он был учеником Ходжи Ахмеда Яссави, умершего в 1166 году в возрасте более 63 лет.
План мечети Шакпак ата
С деятельностью суфийских проповедников связан ряд других скальных мечетей Мангышлака. По своим масштабам и архитектурным качествам они уступают мечети Шакпак-ата, но каждая из них примечательна изобретательным приспособлением к рельефу и строению горных пород. Мечеть Султан-эпе интересна использованием в качестве полезного пространства полости размыва, образовавшейся между мощными горизонтальными пластами прочного ракушечника.
Мечеть Шакпак ата. Рисунок Алмаза Ордабаева 1969 года
Местное предание приписывает устройство этой мечети сыну знаменитого проповедника Хаким-ата (Сулейман Бакыргани), также воспитанника Ходжи Ахмеда. Султан-эпе является покровителем погибающих на воде. Среди чудес, сотворенных им, спасение тонущего на Каспии корабля, перенос Каабы в Бакырган ( Хорезм ) – родину своего отца.
Мечеть Караман ата в 1971 году. На переднем плане развалины наземной мечети и дома ширакши, разрушенной советскими властями
Мечеть Шопан-ата – сложный комплекс, отличающийся свободным композиционным построением, обусловленным рельефом местности. Этот комплекс – мемориал тюркского святого, согласно преданию - любимого ученика Ходжи Ахмета Яссави; мюрида, ушедшего вслед за волшебным посохом шейха на Мангышлак и ставшего патроном – духовным покровителем – кочевников-чабанов.
Главный вход в мечеть
Комплекс, вырубленный у кромки мощного пологого пласта известняка, включает молельни, гробницы святого и его дочери, открытый внутренний дворик, образованный проломом пласта, хозяйственные и жилые комнаты.
Рисунки и надписи над главным входом в мечеть
Несколько в стороне устроены помещения для паломников. На покатой естественной кровле комплекса вырублены углубления и канавы для сбора дождевой воды. В погребальных камерах зафиксирован крайне редкий для Казахстана тип захоронения. На каменных ложах, оставленных при вырубке камер гробниц в центре помещений, покоятся останки, покрытые многочисленными слоями покрывал. Связь этого погребального обряда с домусульманской традицией очевидна, истоки ее следует искать у присырдарьинских саков, в погребениях которых археологами отмечены схожие признаки.
Интерьер мечети Караман ата. Сотрудники нашей экспедиции за обмерами мечети. 1971 год.
Подземная мечеть у некрополя Караман-ата, которого народная молва считает сыном Шопан-ата, имеет два обширных помещения неправильной формы, соединенных между собой узким коридором. Пространства помещений образованы размывом мягких пород между более плотными пластами известняково-песчаной породы. В одной из камер – захоронение неизвестного святого. Сам Караман-ата погребен в некрополе в центре круга диаметром около 100 метров, обозначенного земляным валом.
Открытая мечеть в Кентты-баба
Более 100 лет назад кровля мечети в районе мехраба обрушилась, поэтому невдалеке была построена наземная мечеть, а бывшая скальная – стала пристанищем паломников. Эти пещеры использовались человеком еще в эпоху неолита, о чем свидетельствуют находки каменных орудий – ножей, скребков, остроконечников. Помещения мечети освещались круглыми зенитными окнами, пробитыми в кровле.
Камеры для погребения членов суфийского братства
До нынешнего "исламского" бума в советские годы во всех подземных и скальных мечетях бывали паломники. Почти в каждой из них были стопки одеял, казан, чайник, несколько пиал, лампа с керосином, пакет соли. Это видно на фотографии. Все это предназначалось для паломников. Переночевать в священном месте - это старая казахская традиция, идущая еще с домусульманских времен.
Вид с плато на верхний павильон мечети.
Казахский ислам это сплав тенгрианства и суфийского ислама, очень чувствительного к древним доисламским традициям. Это особенно хорошо видно на примере памятников Манкыстау, в из архитектуре и малых архитектурных формах - кулпытасах и койтасах. Они сохранили древние формы и содержание, которое в ортодоксальном исламе невозможно. Я думаю, о них нужно поговорить отдельно. Это еще один уникальный феномен казахской культуры.
Мечеть Шопан ата. Фото 1969 года. Мягкое и полное слияние с природой, проповедуемое суфиями. Сегодня здесь шумно и некрасиво. Новоявленные мусульмане и их муллы очень далеки от святости и благопочитания.
Даулет ИЗТЕЛЕУ
Фотографии из личного архива Алмаса ОРДАБАЕВА
Перевод: Гульнур Сериккызы
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)