ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД У КАЗАХОВ
10.01.2017 32811
Обряд захоронения является не только обязанностью близких родственников, но и дань уважения к умершему человеку

На проводах в мир иной, как никогда остро проявляются характерные для казахов качества – родственные чувства, милосердие. Достойно проводить усопшего в последний путь – это задача общественного значения для всего рода и окружения покойного, для семьи покойного это не только испытание горем, но важный экзамен на сплоченность, организованность. Разделить расходы на похороны, встретить гостей, скорбить всем родом – признак высокого благородства.

«Как бы далеко не откочевал аул, но киргизы непременно хоронят своих покойников на одном и том же родовом кладбище. Случается, что завернутое в кошмы, заделанное даже известью тело приходится везти за сотни верст. И вы поблизости кладбища почти всегда можете увидеть такие погребальные процессии: впереди едет всадник, наследник покойного, едет в созерцательном молчании; за плечами ружье, сбоку болтается сабля, на голове островерхий косматый малахай; за ним на верблюжьей спине колышется, покрытый ковром, длинный сигарообразный сверток с телом; сзади вереницею тащатся верхом родственники, друзья и знакомые – гонят с собою жертвенных, продовольственных баранов». Каразин Н.Н. От Оренбурга до Ташкента. Путевой очерк.1886. стр-10.

Близкие родственники умершего встречают гостей, прибывших выразить соболезнования. Согласно обычаю, родственники усопшего приносят скот от одного до десяти в зависимости от своего состояния, возможностей. Этот обычай называется поминание усопшего.

Для выполнения этого обряда обязательно режут скот. Тело умершего находится несколько дней в доме, те кто приходит проститься с усопшим выражают свои соболезнования родственникам умершего. Затем тело омывают чистой водой и заворачивают в белый саван. Омовение усопшего имеет важную роль. Первым этапом омовения усопшего называется мейирим су или иман су. У казахов и народов Центральной Азии тело умершего не оставляют одного на ночь. На месте, где лежало тело умершего, на протяжении сорока дней зажигали свечи в семи местах.

Вторым этапом подготовки к погребению является подготовка савана. Саван готовится накануне из простой белой ткани, которая по обычаю надрезается ножом и затем разрывается руками. Для женщин он состоит из пяти частей, для мужчин из трех. Он представляет собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, в котором делается Т-образный вырез для головы. Мулла шьет саван большой иглой. Раньше по шариату использовали деревянную иглу, сейчас пользуются железной иглой.

После подготовки савана, проводится второй этап омовения. Тех, которые омывают покойного, называют суйекши. В старые времена один из сүйекши назначался из числа близких родственников, остальные назначались из разных родов. Суйекши должны быть ровесниками или старше умершего. Их число должно быть 3 или 7, потому что, по поверью, если число суйекши будет четным, то обязательно умрет еще кто-то.

После последнего омовения покойного приступают к обряжению в саван. Завернув покойного в саван, оба конца – у изголовья и в ногах завязывают узкой лентой, в поясе – широкой лентой. Ленты тоже отрываются от той материи, что и саван. После этого тело умершего заворачивают в кошму. Затем выполняется обряд вынесение доказательств. Иногда его называют чтением доказательства, ыскат. Этот обряд проходит в виде специального чтения аятов Корана. Он обычно выполняется после вечернего намаза, перед похоронами.

До обряда погребения выполняется обряд раздачи вещей покойного. Если умерший был старым человеком, то вещи, которые он носил, раздаются сперва суйекши, затем близким. Для того, чтобы было легко умершему в ином мире, говорили, что надо носить его одежду до изнашивания. Это считалось благодеянием.

Покойника выносят из дома головой вперед. Его тело ложат в специальную деревянную доску и кладут на место, где будет читаться жаназа – заупокойная молитва, совершаемая перед погребением. На жаназа присутствуют только мужчины. У всех присутствующих на жаназа должен быть дарет, то есть все участники обязаны быть ритуально чистыми, совершив омовение. Имам направляет лицо усопшего в сторону запада.

После чтения жаназа, собравшихся спрашивают, был ли покойный хорошим человеком. Затем имам задает вопрос, не осталось ли за ним долгов перед кем-либо из присутствующих и не должен ли кто-либо ему. По обычаю, если кто-то заявлял о наличии долга, его родственники должны были здесь же взять на себя долг покойного. После обряда жаназа не разрешается петь жоктау – плач-песню об умершем.

Затем тело умершего везут на место захоронения. (На кладбище по обычаю едут только мужчины, женщинам запрещено присутствовать на этом обряде). На кладбище покойного вносят ногами вперед, в зависимости от телосложения покойного в вырытую могилу спускаются три-четыре человека. Покойного укладывают на спину, чуть повернув на правый бок лицом к Мекке. С этого момента всем присутствующем на захоронении раздаются лоскутки ткани, которые называются «табарик». А в доме умершего в этот момент проводятся некоторые обряды. Если умерший был старым человеком, то место, где он лежало его тело до похорон, посыпают зерном в надежде что в доме все будет хорошо.

Даулет ИЗТЕЛЕУ

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)