ЛОВЧАЯ ПТИЦА НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ДОБЫЧИ...
Каково нынешнее состояние благородного искусства, доставшегося нам от предков?
Если беркут – это символ смелости, мужественности, хваткости, величественности казахского народа, то охота с беркутом – это драгоценное наследие предков, традиция, благородное искусство. В народе есть поговорка «Ставший сознательным ищет свое прошлое» («Есі кірген – ескісін іздейді»).
Если изначально охота была ремеслом, то со временем превратилась в чудесное искусство аристократов. Традиция охоты с беркутом имеет очень древнюю историю. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки двухтысячелетней давности, найденные в наши дни.
Чего стоят сотни легенд про них?! В свое время европейский путешественник Марко Поло, русский историк Н. Карамзин, польский исследователь А.Янушкевич столько писали об увиденным своими глазами прекрасном искусстве охоты с беркутом. Осмыслив, мы понимаем, что это замечательное наследие уходит глубоко в историю.
На самом деле, очень много свидетельств того, что охота была искусством аристократов, предназначенная для утехи ханов, биев, сал-сери. Есть сведения, что Жошы хана окружали 3 тысячи беркутов, у Абылай хана было 500 беркутов, 300 ястребов и соколов. Что Хромой Темир и хан Золотой Орды Токтамыс затеяли вражду из-за одного яйца беркута. А то, что эти благородные птицы были неизменными спутниками Чокана, Шакарима, Абая, Жаяу Мусы, Биржан сала, Мади, Акана сери, Сегиз сери, Сакена Сейфуллина и Мухтара Ауезова лишний раз подтверждает высокое достоинство этого наследия.
Однако в советское время национальные ценности рассматривались как «пережитки прошлого, религиозных взглядов» и пресекались всякие попытки распространения этого искусства. Вместе с этим начали забываться культурное наследие, традиции и обычаи народа. Однако сейчас, потомки народа, так тесно связанные с этим высоким искусством, начали размышлять о внесении его в число спортивных состязаний. Таким образом, в 1987 году, несмотря на множество препятствий, в Алматинской области впервые была построена школа охоты с ловчими птицами «Жалайыр Шора». В этом деле участвовали этнограф Жагда Бабалыков, общественный деятель Заманбек Батталханов и сокольничие Сарсебек Даулетбакулы, Айтбай Жетибайулы, Байжунис Кодеков.
Результатом постоянного поиска и огромного труда стало проведение на высоком уровне ежегодного Республиканского спортивного соревнования сокольничих «Сонар», увеличение числа национальных спортивных школ, открытие отделения «Саят», обретение популярности казахских сокольничих в странах дальнего и ближнего зарубежья, появление первого национального костюма сокольничих, участие казахстанских беркутчи во всемирном фестивале охотников с ловчими птицами, прошедшем в Англии, всесторонняя пропаганда охоты и многие другие достижения.
Также, в 2012 году наша страна предложила внести искусство охоты с ловчими птицами в перечень «Нематериальных ценностей» ЮНЕСКО. Это - национальная ценность, мировой бренд.
Мы должны приучать молодежь к этому искусству еще со школы, если хотим сохранить и передать следующему поколению эту прекрасную традицию.
Даулет ИЗТИЛЕУ
Перевод Гульнур Сериккызы
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)