Были ли у казахов шуты?
02.11.2016 1849
О существовании шутов в традиционной казахской жизни сформировались две разные точки зрения

В традиционной жизни казахского народа шутам была отведена важная роль. 

Вместе с певцами, танцорами и поэтами гастролерами в самой гуще праздников, игр и торговых ярмарок находились и шуты. Они привлекали народ песнями, шутками и сатирическими сказаниями на насущные темы того времени.

Как известно, шуты были во многих странах мира. В средневековье артистов комедиантов можно было встретить на ярмарках, в центре города, на различных празднествах. Они представали героями литературных драм и мираклей (в основном это были смешные интермедии), могли быть участниками церковных и школьных постановок.

Наиболее часто актеры забавники встречались в 16-18 веках в Европе. До сегодняшних дней во многих городах Европы шуты, или комедианты, создают свои драматургические и цирковые постановки. 

Позже шуты стали выражать свое творчество в театральных пьесах. Основная миссия шутов - это всяческое развлечение высших слоев общества. Одеяние у шутов должно быть сшито из ярких и разноцветных тканей, а к одежде, во все времена, крепились колокольчики и погремушки.

 

Английские, французские писатели включали шутов в свои произведения в качестве героев. В качестве примера можно привести исторические произведения Уильяма Шекспира, П. Кальдерона.

Особое место занимали шуты в традиционной жизни казахского народа. Об этом подробно пишет ученый историк Бикумар Камалашулы в своей монографии «Обычаи и традиции казахского народа». Роль шутов в этой книге представлена более обширно.

«Шуты делятся на несколько типов: диуана, баксы, кезбе, шейхи. Несмотря на то, что они смешат и веселят народ, на самом деле они высмеивают ошибки, несправедливость отдельных правящих людей, раскрывают недостатки быта, предрекают народу незавидную судьбу, проявляя тем самым обеспокоенность о людях. Кто-то уважал их, а кто-то люто ненавидел за правду и подвергал гонениям», - характеризует Б. Камалашулы.

Издавна на казахских тоях проводились айтысы, кюй тартысы (состязания домбристов), соревнования борцов, а также игры шутов. На тоях шуты устраивали забавы среди зрителей, шутили так, что люди не могли скрыть улыбку. Бикумар Камалашулы широко описывает творчество забавников, выступавших на тоях.

«Казахи использовали шутов в качестве забавы для гостей. Шуты в смешной форме рассказывали о событиях, происходящих в ауле, в округе, поддевали острыми замечаниями, насмехались. Обычно никто не смел на них обижаться. А если кто-то и вспыхивал, то его тут же успокаивали», - пишет Б. Камалашулы.

Художественный образ шутов ярко выражен в казахской истории и литературе. Имена некоторых из них остались в памяти как имена исторических личностей, о ком-то в народе сложились легенды и рассказы, кто-то стал литературным героем. Всем известны имена Алдара косе, Кожанасыра (Ходжа Насреддина).

 

Шутник Зарубай – исторический персонаж

В древние времена наряду с поэтами и жырши, певцами и домбристами у народа пользовались успехом и ортекеши (ортекеші) (кукловод с ортеке, деревянной фигуркой горного козла, которая привязывается к домбре и приводится в движение игрой на ней).

Их манеры и исполнение были похожи на шутовское выступление. Например, в начале 1920 года артист по имени Зарубай, облачался в костюм зайца, прыгал и танцевал над пиалками на столе, не задевая ни одну из них. Это искусное представление с разнообразными движениями длилось по целому часу. Публика безудержно хохотала над его ухищрениями. 

Шутник Елеусиз – Амангали Сыпабеков

В казахской истории был шутник по имени Елеусиз (Незаметный). Благодарный народ за его умения превратил его в персонажа из легенд, дав ему новое имя Кулакай. В народе о нем бытует очень много рассказов и преданий. Рассказы о его остром языке и находчивости не сходили с уст восточных народов.

В художественной литературе о хитреце Кулакае написал в своем романе «Огонь Прометея» народный писатель Кабдеш Жумадилов.

«Предок Кулакая – Кыдыр произошел из ветви семи братьев Жолымбет рода Мұрын.

В шесть лет он выбрал занятие, родственное тому, чем промышляли Кожанасыр и Алдар косе. Места его пребывания были всегда полны шуток-прибауток, смеха и веселья.

Слава Кулакая-ку (хитреца) распространилась по казахской земле. Настоящее имя Кулакая – Елеусиз» – пишет К. Жумадилов.

Елеусиз выступал на различных праздниках, тоях. Вот, что о нем пишет еще: «Кулакай нашел для себя необычное развлечение – он показывал «игру». Он изображал людей и животных. Зрители, видя, как он копирует их голоса и манеры покатывались со смеху. Он мог сам изобразить целый аул: воющие собаки, мычащие и блеющие коровы и овцы, женщины, зовущие своих коров, шум и суета при перекочевке.

Искусство и талант Кулакая можно сравнить с современными актерами театра «Әзіл әлемі» Канатом Альжаппаровым, Амангалием Сыпабековым. Такие, на первый взгляд, бесхитростные шутки, где сюжеты брались из повседневной знакомой жизни, смешили людей и в те времена и сегодня.

Вся жизнь и творчество Кулакая – это смех. Даже внешний вид Кулакая вызывал улыбки. Поговаривали: «Кто не засмеется, увидев Кулакая, у того, непременно, лицо искривится».

Были ли в казахском обществе шуты или не были?

О существовании шутов в традиционной казахской жизни сформировались две разные точки зрения.

Писатель, ученый-этнограф Акселеу Сейдимбек утверждал, что в казахском обществе не было шутов и забавников. Выражая свое мнение о художественном фильме «Кулагер», он пишет: «Возле Батыраша, как шут перед французскими королями, ходит один сайкымазак (забавник). Он делает все, что пожелает. Этот социальный тип чужд для казахского общества».

Были ли на самом деле у казахов шуты-сайкымазаки? Мы предлагаем Вам, уважаемые читатели, проанализировать этот вопрос. Поделитесь своими мыслями.

Алтынбек КУМЫРЗАК