Абыз - институт жреческой традиции казахов
12.10.2016 2848
В обыденном понимании абыз – человек, много повидавший в жизни, старожил, старец, соответственно, умудренный опытом жизни, много знающий человек

Абыз в традиционом обществе – это и звездочет, мудрец и прорицатель, ясновидящий, читающий звезды, оратор, пропагандист. Абыз – своего рода уникальный человек, обладающий особым чутьем, интуицией, проницательностью сознания, а абызство – школа традиций и знания, особые явления, ставшие основой духовных ценностей. Он является продолжением тюркского шаманства, традиций бахсы. 

Социальная функция абыз формировалась с древности. Мировоззрение во времена тюрков было идеализированным, благодаря влиянию, с одной стороны, сущности абызов и выполняемой ими роли, с другой стороны, образцам искусства и произведениям. Абызы, опирались на основы божественного миросозерцания т.е. тенгрианства. Формировали общественное сознание с этих позиций. Исконные бахсы близки к природе, а жизнь их была полна тайн и созвучна с природой. 

Легендарный родоначальник музыкального искусства у казахов, прозванный ими «Кюй атасы Коркыт» это почтенный абыз – баба, хотя он был выразителем охватившего сознание тюркских народов, заселявших Туран, религии тенгрианства, он, после принятия тюркскими народами ислама, близко соприкоснулся с исламским миром. В книге «Коркыт ата» просматриваются изменения в тенгрианском сознании и мировоззрении, а также зачатки первоначальных тенгрианско-исламских маргинальных представлений, их природа. 

 

 

В казахском быту представления абызов также приобретают особый общественный статус. Если верблюд в казахской сахаре использовался в целях перевоза при кочевке, то традиция передвижения верхом на буре (верблюде-производителе) была характерна только для абызов. 

 

Традиция абызства с отзвуками шаманства существуют и у других тюрко-монгольских народов. Если сравнить напевы, зовущих своего создателя абызов со словами казахских дервишей (диуана), то много содержательных, образных созвучий. То, что сам Коркыт, атакже абызы до него были проводниками чисто тенгранского мировоззрения, и это историческая правда. 

В песнях Коркыта Коркыт ата, как бы он ни был в рамках исламского мировоззрения, тенгрианские представления просматриваются в разных местах. И в фольклоре и песенной традиции тувинских и урянхайских бахсы и балгеров (знахарей, гадателей) они прозывались «повернувшие вспять поток воды», а также исцеляющий, всевидящий. Они на самом деле обладали даром знахарства и ясновидения. Как правило, в руках абыза был священный инструмент – кобыз. 

В казахской родословной, в ряду древних абызов были Койлыбай абыз, Нысан абыз, Курманбай абыз, Сабирбай абыз, Сары абыз, Ботан абыз, Караман абыз, Кошербай абыз, Мастек (Кудайберген) абыз, Дансат абыз, Утемис абыз, Байконак абыз, Курманбай абыз, Шаншар абызы. Дети Шаншара абыза – Келдибек, Тыныбек, Есиркеп, Жанибек, от Келдибека родились Асан, Усен, Бадана, Бодене, Садибек, Казыбек. Казыбека Келдибекулы прозвали Каз даусты Казабек би (судья). На своей родине он подвергся гонениям и отыскал родной край Шаншара абыза, где нашел приют. 

Путникам, которые пришли из Малого жуза, Шаншар абыз сказал так: «Занятие джигита, родившегося молодцем, зависит от него самого, участь скотины своя. Если с родных мест уходит народ, то наступает джут, если же прибывает к народу народ, то – благо, достаток. Никто не сможет, облизывая полноводную реку, сделать ее воду поганой, никто не потушит огонь дутьем». Напротив сидящие воспринимали эти сказанные слова как правильные, истинные. «У склона горы пусть прибавляется скот, в постели пусть прибавиться голова» налагают при сватовстве. В результате этого Келдибек жениться на Токмейил. У Токмейил ана родились шесть сыновей: Казыбек, Садибек, Асан, Усен, Бодене, Балапан. В казахской литературе много писателей, создавших образ абыза. Шакарим, поведавший историю Енлик-Кебек, очень ярко показал образ Нысана абыза: «В те времена был провидец Нысан абыз, был он настоящим большим бахсы. Кто знает, дурь ли он говорит, или правду, но поговаривают, что сказанное им сбывается». «В те времена мало-мальски понимающего письмо человека называли абыз. 

Следовательно абыз – это имя, которое давали последователи религии шаманов своим муллам» (Абай). «Умный, мыслящий, честный старец, получающий известие из неведомого, провидец, предсказывающий будущее, был абызом» (Шакарим). В записанном Машхуром Жусупом Купеевым бата (благословение) «Слово бахсы» упоминаются имена абызов – святых угодников, чудотворцев, благочестивых старцев, среди них имя Каз дауысты Казыбек бия называется два раза: 

«Сначала, Боже, ты поправь! 

Ты поправишь нас – мы здесь! 

Наше желание – дай: бесплодным дай ребенка! 

Добрый Боже, богатый боже! 

Сначала мой Бог создал Небо, затем создал Землю! 

Верую во-первых, Боже, в тебя! 

Во-вторых верую, Мухаммед, в тебя! 

Кому-то мы стали рабом, кому-то последователем. 

В третьих – четыре хранителя. 

В-четвертых – восемьдесят восемь благочестивых старцев-шейхов. 

Сто двадцать четыре пророка. 

В Мекке – святойугодник, в Медине – святой угодник! 

Чингисхан тоже святой угодник! 

На вершине горы Кызыл тау дева Святая угодница, рядом с Баянаулом – Коныр святой угодник, на вершине горы Огизтау – Бык святой угодник (здесь и далее тотем), на вершине горы Кошкартау – Архар святой угодник. 

Ата горного лося, вышедшего изнутри змеи айдахара, думал мертвый – оказалось не мертвый, думал живой – оказалось не живой, Коркыт, святой угодник! 

Ата Уаков – храбрый Кокше: символ его храбрости – пришедшие под его лук – множество людей, пришедшие под его ружье – тысячи людей! Сары, Баян, Сарша, Отеули! Триста выращенных коней – выпустил на байгу Корпебай, ата Аргынов – Каракожа, среди ханов – Аблай, простолюдинов Казыбек. Босоногий Азиз, дервиш, мой святой покровитель. В Тортууле – Торайгыр, дядя по материнской линии – Тункат из рода Жагалбайлы, Кабанбай из рода Каракерей, Каз даусты Казыбек… ». 

 

 

Только тот, кто предугадывает направления движения во времени, все существо которого пронизано синкретизмом искусства, слово молвит блестящий оратор, мыслит перед нами ясновидящий вождь, тот, кто смог стать сердцевиной духовного мира народа настоящая, гениальная личность, твердо стоящая на земле, может достигнуть уровня абыза. Говорят, царь Персов Дарий сказал: «Чтобы стать стабильным государством, надо предусмотреть единство языка народа, единство религии». Абызы выполняли эту обязанность, обязанность абызов – стоять на страже духовного единства общества, поддерживать в нем это стремление. 

 

Уважаемый абыз, как правило, астролог-звездочет, читающий по звездам, знаток природы, обладающий различными видами искусства, глубокими знаниями, благодаря своему природному дару умеющий предугадать пути развития, являющийся духовным ядром народа, умеющий донести до широких масс политику. «Главы и аксакалы ру шаманов древности называли абыз; бахсы, знахари, кобызисты, домбристы, певцы – все развились от абызов» (К.Жубанов). 

Третейский судья абыз принимал решения, связанные со справедливостью, правом, законом, дисциплиной в обществе, опираясь на традиции урегулирования социальных взаимоотношений. Происхождение и выполняемые обязанности известных казахских биев (судей) – это явления, получившие начало именно от абызов. Для абыза считалось главным угадывать социально – политические интересы, запросы общества. Для него значимым было сохранить духовное единство народа. 

Во времена мудрого Жанибека абызом хана был Асан Кайгы. «После этого наступят трудные времена, времена обнищания, обнищание закона, плохие времена. Буквально щуки заберутся на вершины сосен, что соответствует русскому выражению реки потекут вспять, жизнь детей будет окончена» такое предположение, свое мнение высказал хану мудрец о будущем казахского общества. 

В целях избежать колониальной участи сел на свою верблюдицу Желмая в поисках нового места оседлости, не зря он говорил о Жидели-Байсын как о хорошем месте, это не было просто фантазией. Традиции абыза Асан кайгы продолжил абыз времен Абылай хана Бухар жырау. 

В истории популярны имена Майкы бия, Монке бия, которые были известными сподвижниками знаменитых ханов. А ведь они и есть абызы своего времени. После абыза Абылая Бухар жырау прошли времена ханского правления, после того, как система правления страной стала колониальная система, хотя и были такие уважаемые, мудрые, творческие, ясновидящие провидцы – абызы, как Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Машхур Жусуп Купеев, но у них уже не было своего мудрого Жанибека, или хана Абылая. В изменившемся мире, не сумев достигнуть высот, обладатели необыкновенного дара впали в душащие их печальные мысли, уходили в мечтах из жизни. 

Казахский народ снова стал единой страной, создал новое государство, в этих новых условиях древние хорошие традиции, изменившись в соответствии с требованиями времени, придут в новое состояние.  

 М.А. Алпысбес, 

д.и.н., ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (г. Астана)