Открывая тайны древнего Тараза
17.08.2013 2911
В Таразе в конце прошлого года были начаты масштабные археологические исследования на территории бывшего центрального рынка в рамках Государственной программы

В Таразе в конце прошлого года были начаты масштабные археологические исследования на территории бывшего центрального рынка в рамках Государственной программы «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Тараз – один из известнейших городов Евразии, который можно поставить в ряд с такими крупными городами, как Самарканд, Бухара, Мерв, Фустат, Каффа, считает известный археолог, академик Карл БАЙПАКОВ.

– Этот город воспевали в своих бессмертных творениях Хафиз, Омар Хайям, Руми, он был политическим центром первых государств тюрок Западно-тюркского каганата – карлуков и тюргешей, и столицей государства караханидов, – говорит ученый. – Именно в это время вблизи Тараза появились выдающиеся творения зодчества – мавзолеи Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун. Издревле Тараз был крупным экономическим центром на трассе Великого шелкового пути. Здесь располагался один из самых древних монетных дворов, развивались ремесла, процветала торговля местного и международного масштаба. Здесь получили развитие такие религии, как зороастризм, христианство, манихейство, ислам, тенгрианство и шаманизм. В Таразе открыты самые ранние мечети и медресе. То, что Тараз находился на стыке двух зон – оседло-земледельческой и скотоводческо-кочевой – обусловило формирование в Казахстане уникальной степной цивилизации.

Вопрос о необходимости возобновления исследований территории Древнего Тараза, в свое время незаконно отданной под использование в качестве современного рынка, стоял много лет, но, несмотря на свою актуальность, перспективность и прежде всего законность, так и не был решен. И только в 2011 году по решению нового акима области были начаты комплексные археологические работы на городище Древний Тараз.

– В 2002 году казахстанцы отметили 2000-летний юбилей Тараза. Какие научные факты свидетельствуют об этой дате?

– Все началось в 138 году до нашей эры, когда из Китая вышел посольский караван, сопровождавший князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада. Он первым прошел из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Это зафиксированное династийными хрониками своеобразное официальное открытие Великого шелкового пути. И пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай – с товаром из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.

Этому пути и шелку Тараз обязан первому о нем упоминанию в письменном историческом источнике. Но случилось это спустя более половины тысячелетия после его возникновения на берегу реки Талас.

А вот о моменте возникновения города в источниках приводится такой факт: в 46-м году до нашей эры предводитель северных гуннов Чжичжи был приглашен предводителем кангюев в союзники против усуней. Союзничество, однако, скоро расстроилось, Чжичжи увел свое войско в верховья Таласа и построил там крепость с цитаделью, двумя оборонительными стенами – наружной деревянной и внутренней земляной с башнями. На стройке в течение двух лет трудились ежедневно по 500 человек. Завершив строительство, Чжичжи приступил к разбойным набегам на соседей, в том числе на своего прежнего врага – Китай.

Китайскому императору с границы донесли о нарастающей опасности большого вторжения Чжичжи в пределы империи. Чтобы предотвратить это, император двинул к крепости Чжичжи войска. Усуни и кангюи присоединились к ним. Союзники окружили крепость, сожгли наружную стену, проломили внутреннюю, ворвались в цитадель и всех уцелевших при штурме пленили. Чжичжи, вся его семья и многочисленные родственники (всего 1 518 человек) были обезглавлены. Голова Чжичжи была отправлена императору, а рядовые пленные переданы усуням и кангюям в рабство.

Некоторыми эта крепость принимается за предтечу Тараза. Она действительно существовала, это исторический факт, но в нашем арсенале нет достоверных фактов, позволяющих связать Чжичжичэн и современный Тараз. А вот нахождение полуметрового слоя, относящегося к первым векам нашей эры, при раскопах на цитадели и в юго-западной части шахристана – безусловное подтверждение 2000-летней истории города. Участница Семиреченской археологической экспедиции Академии наук Казахской ССР 1960, 1965 годов Т. Сенигова в монографии «Средневековый Тараз» отмечает: «…Найдена серебряная монета – динарий римского императора Веспасиана, чеканенный в 73 г.». Веспасиан жил в 9–75-х годах нашей эры, монета отчеканена в год его правления, не до нашей эры, а нашей.

Второй строительный период на его месте археологи относят ко II–IV векам. Толщина этого слоя – полтора метра. В раскопе обнаружена часть разрушившейся стены, сложенной из желтого сырцового кирпича, с сохранившейся высотой 80 сантиметров. Слой перекрыт наносом песка и гравия. Толщина наноса – 40–80 сантиметров. Поселение первого века, очевидно, было разрушено наводнением при разливе реки Талас. Восстановленное позже, оно было укреплено внешней стеной из сырцового кирпича.

Строителями первого и второго периодов, вероятно, были кангюи, жившие в Семиречье и на Сырдарье с II века до нашей эры по IV век нашей эры. Они были кочевниками-скотоводами, но занимались и земледелием, имели оседлые поселения.

Таким образом, ранние слои первых веков нашей эры, обнаруженные при раскопках Древнего Тараза, – явное свидетельство существования города. Из чего можно сделать вывод о его возрасте в 2 000 лет. На сегодня Тараз – самый древний из городов Казахстана.

– Как давно стало известно городище Тараз?

– О Таразе (Таласе) писали многие средневековые географы, историки, путешественники. И это неудивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом шелковом пути, поэтому не случайно при его описании авторы отмечали в первую очередь торговое значение Тараза. Однако ни один из древних авторов не называет точного месторасположения Тараза, и поэтому довольно долгое время город искали в разных местах. Известный востоковед В. Бартольд, исследовавший города Таласской долины в 1893–1894 годах, более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте города Аулие-Ата. Интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов. Их раскопки на городище, расположенном в центре города, дали настолько яркие и выразительные находки, что сомневаться в тождестве этого городища и Древнего Тараза не приходится.

Тараз, широко известный по письменным источникам как Талас или Яны-Талас, сохранил в своих недрах двухтысячелетнюю историю племен и народов, проживавших в Южном Казахстане. Несмотря на имеющуюся относительно богатую историографическую традицию, сведения о Таразе, надо признать, носят отрывочный и скудный характер. Поэтому важную роль в деле изучения средневекового Тараза играют археологические данные.

– Могли бы вы назвать самые яркие находки на городище Тараз, которые могли бы поразить обывателя?

– Работы экспедиции ТОО «Археологическая экспертиза» под руководством Сергея Плисака на протяжении двух лет ведутся на цитадели (центральной части) городища Тараз. В процессе раскопок горизонта XI–XII веков получена уникальная коллекция керамических изделий. В большом количестве найдены фрагменты керамики с арабской вязью, рядом с ней обнаружены осколки керамической посуды с нанесенными на ее поверхность изображениями крестов. В небольшом по своим размерам, но огромном по своему значению раскопе археологи нашли следы мирного диалога религий, конфессий. Находки артефактов, несущих определенную религиозную нагрузку, говорят о том, что в данной части города на протяжении десятков, а может, и сотен лет бок о бок мирно жили две религиозные общины: мусульманская и христианская. В то время, когда большинство религий и течений подвергались гонениям в Иране, Ираке и других странах, последователи христианства, буддизма и зороастризма, если верить письменным источникам, находили защиту в Семиречье, и в частности в Таразе. Данный факт, безусловно, говорит о высокой степени религиозной терпимости, которая была присуща жителям средневекового Тараза.

В ходе археологических изысканий была раскопана часть бани-хамам XI–XII веков. Сохранившиеся руины, сложенные из жженого кирпича, а также подпольная система отопления свидетельствуют о высоком социальном статусе людей, проживавших на этой территории, а также особом – центральном – положении исследуемого участка городской застройки.

На одном из раскопов нами были зафиксированы руинированные фрагменты средневекового медресе XII столетия, самого раннего на сегодня духовного учебного заведения, выявленного на территории Казахстана. Расчищены стены цитадели средневекового Тараза VIII–IX веков нашей эры, представляющие часть системы фортификации Тараза карлукского периода. Особый интерес представляет сохранность стен, сложенных из сырцовых блоков, вкупе со слабой изученностью этого периода в истории региона юго-западного Жетысу.

Изучена часть магистральной улицы средневекового Тараза. Магистральная улица является одним из основных элементов инфраструктуры любого средневекового города. Раскопанная улица функционировала на протяжении нескольких столетий. На сегодня установлено ее существование в период IX–XI столетий. Магистральная улица представляет особенный интерес как системообразующий признак городской застройки с преобладанием построек общественного характера и домовладений зажиточных горожан. В связи с этим расширение раскопа и его углубление вблизи открытой магистральной улицы с большой долей вероятности могут привести к обнаружению значительных по размеру и функциональным особенностям архитектурных сооружений.

Ведется изучение сплошной городской внутриквартальной застройки караханидского периода X–XII веков. На основании проведенных исследований части шахристана (территории, окруженной стенами, находящейся вокруг цитадели) древнего Тараза по хронологическому срезу X–XII веков появляется возможность не только изучить, но и представить в виде музеефицированного объекта застройку города эпохи караханидов. Этот период наивысшего расцвета мусульманской культуры в IX–XIII веках назван известным востоковедом Адамом Мецем «Мусульманским Ренессансом». Начиная исследования этой эпохи, необходимо заметить, что именно городская культура служит основой расцвета мысли и искусства, и этот феномен наблюдается в странах мусульманского мира постоянно, особенно ярко в отдельных городах от Дамаска, Багдада и Каира до Альгамбры и Толедо, до Самарканда и Агры до Тараза, Отрара и Саурана.

Всего в ходе работ было обнаружено около сорока тысяч изделий из керамики, кости, камня, металла, стекла. Эта значительная коллекция станет основой музея древнего городища Тараз.

– Каков потенциал этого объекта с точки зрения мировой культуры и науки?

– Археологические раскопки в мае 2013 года посетил директор кластерного офиса ЮНЕСКО в Казахстане Сергей Лазарев. Он дал высочайшую оценку процессу переноса современного рынка, началу комплексного планомерного археологического изучения Тараза. В ходе визита С. Лазарева в рамках проведения программы Десятилетия сближения культур, инициированной Казахстаном под эгидой ЮНЕСКО, был запланирован выпуск серии статей на английском языке, а также презентация процесса проведения комплексных исследований средневекового Тараза в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже при участии Олжаса Сулейменова, постоянного представителя Казахстана в ЮНЕСКО.

Я уверен, что именно Древний Тараз может стать источником притяжения большого числа туристов и основой формирования крепкого, с хорошо отлаженной инфраструктурой туристического кластера.

В связи с этим остро встает вопрос продолжения археологических исследований с целью скорейшего получения научного материала в объеме, достаточном для подготовки досье памятника и номинационной заявки для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого, от степени изученности городища зависит вопрос потенциальной возможности и допустимых видов хозяйственного освоения территории древнего городища.

Этот шаг позволит сформировать уникальный имидж города на международной арене и пробудить желание нерезидентов посетить Тараз в научных и познавательных целях. Жители города и области, думаю, обретут чувство причастности к великому прошлому Тараза.

– Речь, надо полагать, идет о новом лице города?

– Именно! Несмотря на то что история Тараза насчитывает более двух тысячелетий, современный город, к сожалению, не имеет аутентичного, яркого и узнаваемого лица. Мы полагаем, что это должно соответствующим образом учитываться городскими и областными властями при формировании среднесрочной и долгосрочной стратегии развития города и области. В число современных урбанистических трендов входит маркетинг территорий (мест), или, другими словами, разработка и воплощение комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие уникального и узнаваемого образа – бренда – в сознании резидентов и нерезидентов. Бренд города ценен не сам по себе, а лишь потому, что помогает в маркетинге города – в продвижении интересов города для решения конкретных задач его развития. 

Обладание сильным брендом – это лучшее конкурентное преимущество, которое может иметь сегодня город. Брендинг, применительно к городам, – сравнительно новое явление, но оно быстро нашло отражение в деятельности городских управленцев, поскольку позволяет городу «поймать момент» – найти в себе необычайное, свежее и ошеломляющее и продемонстрировать это стране и миру. И это выступление служит поводом для практического обновления всего городского устройства.

В настоящее время существует несколько подходов к процессу формирования городского бренда. Нам импонирует интересный подход, основанный не на изобретении новых символов, призванных создать новый, идеальный город, а перевод на язык символов уже имеющейся реальности города. Со всеми ее преимуществами и недостатками. Это позволяет муниципалитетам не тратить впустую бюджетные средства на «создание бренда» или «формирование имиджа». Такой реальностью, уже существующей и в то же время практически не используемой на благо развития города, являются его древняя история и ее материальное подтверждение – огромный археологический потенциал Тараза.

Международная автомагистраль, соединяющая Западную Европу с Западным Китаем, предоставит широкие возможности для привлечения туристов. Поэтому Тараз в недалеком будущем вполне может стать туристической Меккой Центральной Азии. Это позволит развивать туристическую инфраструктуру (гостиницы, предприятия общественного питания, индустрию развлечений, общественный транспорт, связь и т. д.). Все предпринимаемые шаги, собственно говоря, являются основой формирования новой градостроительной концепции современного города, ядром которой становится археологический парк.

Галия ШИМЫРБАЕВА