Тайны Долины сакских царей
17.08.2013 1342
Завершены раскопки еще на трех Берельских курганах, вскрытие которых решено провести в дни работы II Международного форума «Алтай – золотая колыбель тюркского мира»

Завершены раскопки еще на трех Берельских курганах, вскрытие которых решено провести в дни работы II Международного форума «Алтай – золотая колыбель тюркского мира». Какие еще сенсации готовит миру знаменитая Долина сакских царей?

Первооткрыватель берельского феномена, археолог, доктор исторических наук Зейнолла Самашев вот уже почти две недели находится на главном исследовательском объекте своей жизни. По его словам, в 1998 году, только-только приступив к раскопкам на некрополе Берел, он и предположить не мог, что обоснуется здесь прочно и надолго.

– Место для создания «царского» могильника, скорее всего выбиралось жрецами и старейшинами, поэтому он и расположен в долине, занимающей доминирующее положение на местности удивительной красоты, окаймленной горами и ограниченной притоками Бухтармы. Между тем, по мифологическим представлениям древних, горы наделялись особым смыслом, поскольку на их вершинах обитали боги, и именно туда после смерти устремлялись души предков, – говорит ученый.

На сегодня исследовано более 20 курганов, отличающихся уникальностью архитектуры наземных сооружений и внутримогильных конструкций. Оказалось, что древние жители, населявшие много веков назад территорию Восточного Казахстана, владели навыками строительства каменных конструкций, благодаря чему в погребениях на протяжении двух тысячелетий поддерживался эффект вечной мерзлоты. Наши далекие предки обладали и знанием секретов бальзамирования, что позволило уберечь от тлена мумифицированные останки вождей и представителей кочевой элиты, помещенные в особые сооружения – колоды-саркофаги из цельного ствола лиственницы.

– Безусловно, на протяжении всего этого времени происходили как естественные, так и искусственные колебания температуры грунтов, – рассказывает Зейнолла Самашев. – Последние происходили и по причине ограблений, и вследствие имевших тогда место подзахоронений.

Меньше всего, уверены ученые, грабители охотились за так называемыми сопроводительными захоронениями. Именно поэтому прекрасно сохранились несколько десятков верховых лошадей, убранство которых выполнено в лучших традициях скифо-звериного стиля. В знаменитом кургане № 11, где в главном деревянном срубе находился саркофаг из лиственницы с обнаруженными в нем останками сакского царя и погребенной рядом с ним женщины, к примеру, найдены также 13 лошадей. Макет одной из них в натуральную величину изготовлен известным казахстанским реставратором Крымом Алтынбековым и в настоящее время находится в музее Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова.

– С учетом отдельных этнографических различий в обряде погребения и особенностей изготовления предметов декоративно-прикладного характера можно уже говорить о выделении локального варианта пазырыкской культуры, который существовал во второй половине – конце I тысячелетия до нашей эры на территории Казахского Алтая, – утверждает ученый.

Примечательно, что подавляющее большинство украшений, конского снаряжения и оружия трактуются в виде реальных и фантастических зверей. По мнению главного научного сотрудника Института археологии им. А. Маргулана Зейноллы Самашева, их образы служили квинтэссенцией мифопоэтического воззрения, своеобразными кодами, с помощью которых передавались те или иные понятия, сокровенные мысли и знания.

Не исключено, что вскрытие трех вышеназванных курганов прольет свет на вопросы, над решением которых ученые давно уже ломают голову. Например, почему древние берельцы выбрали в качестве главного государственного символа (штандарта) образ грифона, «золото стерегущего»? Некоторые исследователи склонны считать, что классический образ синкретического существа с телом льва, но крыльями и клювом птицы сформировался в мифологии античной Греции («собака Зевса») после VI века до н. э. уже под воздействием мифоритуального комплекса кочевых народов Алтайской системы.

«Наличие на могильнике Берел нескольких крупных курганов-доминантов, расположенных вокруг них цепочек более мелких погребений и другие признаки позволяют предположить, что здесь существовал один из этнополитических и культурных центров древних номадов – создателей пазырыкской археологической культуры Алтайской горной системы», – написал Зейнолла Самашев в своей книге, изданной два года назад.

В настоящее время обширная территория некрополя ограждена благодаря усилиям исполнительной власти региона. В рамках проекта музея под открытым небом, в ходе реализации которого всем раскопанным курганам будет придан первоначальный облик, на средства областного бюджета уже построены три здания будущего комплекса. На 2014 год запланировано строительство детского оздоровительного лагеря.

Здесь, в самом сердце Евразии, 23–24 августа текущего года соберутся ученые из более чем 15 стран мира, чтобы еще раз обсудить проблемы развития культурогенеза эпохи ранних кочевников. А сам Зейнолла Самашев месяц назад вернулся из Германии, где в настоящее время работает выставка находок казахстанских археологов, и Берел занимает в ней центральное место. До этого почти год она находилась в Нью-Йорке.

 Светлана Абенова