Поделиться:
Принятые План Нации, и Стратегия «Казахстан-2050», программа «Нурлы жол», программа индустриального развития оказались действенными инструментами, нацеленными на консолидацию общества для продвижения решения амбициозной задачи. Так, в 2014–2016 годах на поддержку экономики государством дополнительно было выделено 1,7 триллиона тенге. Это дало возможность обеспечения экономического роста в стране и поддержки частного предпринимательства и бизнеса. Последний обеспечил рынок труда свыше 200 тысячами новыми рабочими местами. В результате в 2016 году рост внутреннего валового продукта поднялся на 1%.
По результатам 2016 года Казахстан по рейтингу Всемирного Банка «Doing Business» всего за один 2016 год совершил рывок с 51 места на 35-е, обеспечил население работой, создал благоприятный инвестиционный климат (к концу 2016 году уже было привлечено более 265 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций), транспортировал продукцию более 2500 наименований в 119 стран, что составляло 46 миллиардов долларов [1].
Начиная с 2017 года, экономическое развитие демонстрирует очередную фазу третьего этапа модернизации экономического роста, обусловленного не только внутренними потребностями Казахстана, но и внешними обстоятельствами.
Ход мирового исторического развития ХХI столетия демонстрирует усиление противостояния между ведущими державами, возникновение гражданских войн и межэтнических конфликтов, терроризма, угрозы голода и эпидемий. Мировой экономический кризис, охвативший все континенты земного шара, набирает свои обороты, приобретая небывалый размах и глубину. Нестабильная глобальная ситуация в политике, четвертая промышленная революция требуют от Казахстана разработки собственного сценария (плана) экономического развития. Ответом на вызовы времени можно считать Послание Президента Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года [2].
В Послании обоснованы пять основных приоритетов: ускоренная технологическая модернизация экономики, кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, улучшение качества человеческого капитала, институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. Все приоритеты определены как драйверы основы модели экономического роста третьей ступени модернизации Казахстана.
Сформированные модели экономического роста создают условия для увеличения доли частной собственности в экономике и развития бизнес-среды в стране. Остановимся на нескольких примерах, которые доказывают серьезные намерения государства в отношении предпринимательства и бизнеса. Так, например, предусмотренная Программа продуктивной занятости и развития массового предпринимательства, увеличение ставки микрокредита до 16 миллионов тенге расширяют географию микрокредитования. В свою очередь, это способствует совершенствованию инструментов поддержки массового и семейного предпринимательства через создание новых рабочих мест в регионах. Этот показатель должен стать один из ключевых критериев оценки эффективности деятельности Правительства и акимов.
Очередным примером, поддержки бизнеса может выступить задача, стоящая перед Правительством и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» по принятию мер по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается области стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике, а также в ЖКХ, сокращение сроков и перечня документов, дублирующиеся процедуры, с переводом их в электронный формат, без обязательного физического присутствия.
Вместе с тем в Послании, перед Правительством ставится задача активного перехода 800 предприятий в частную собственность до 2018 года, а не как было заявлено раньше до 2020 года, а также ускорение процесса подготовки и выхода крупнейших казахстанских компаний на IPO.
Вышеуказанные поручения Главы государства и их реализация Правительством и бизнес-структурами во многом позволят снять существующую регулятивную нагрузку на бизнес.
Вышеприведенные примеры демонстрируют, что государство активно работает над постепенным снижением своего присутствия в экономике на 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР. Решение этой задачи возможно в ближайшее время, так как в 2017 году внедрение принципов Yellow Pages позволяли сократить виды деятельности государства в экономике на 47% (с 652 до 346) [2].
За государством остаются естественные монополии и реализация стратегически важных проектов, в том числе с участием ТНК, так как эти проекты дают мультипликативный эффект. Холдинги «Байтерек» и «КазАгро» становятся операторами по реализации государственных программ развития.
Таким образом, третья модернизация модели экономического роста, опирающаяся на реформированную устойчивую экономическую систему и Послание Президента Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года, даст ответ на геополитические вызовы времени.
Алима АУАНАСОВА
Главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,
доктор исторических наук, профессор
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)
Литература
1. Выступление Главы государства на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан от 15 декабря 2016 г. // URL.: http: // www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-glavy-gosudarstva-na-torzhestvennom-sobranii
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 г. URL.: http: // www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g
Поделиться: