Нетрадиционные угрозы политической безопасности Республики Казахстан
17.09.2013 2229
Одной из главных угроз политической безопасности страны является экстремизм, в основе которого лежат идеологические, часто религиозные, убеждения и, прикрываемые ими, политические цели и установки.

Одной из главных угроз политической безопасности страны является экстремизм, в основе которого лежат идеологические, часто религиозные, убеждения и, прикрываемые ими, политические цели и установки.

Термин происходит от латинского extremus (превосходная степень от exter – «внешний», «наружный»), одним из значений которого было «крайний» в смысле «самый худший», «самый плохой», «опаснейший», «злейший».

Экстремизм – это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.

Угроза распространения ради­кальных экстремистских идей в Казахстане исходит, в основном, из деп­рессивных и густонаселенных регионов ЦА - Таджикистана, Ферганской долины, южных областей самого Казахстана — регионов, где уровень бедности крайне высок, население страдает от социальной незащищенности и, соответственно происходитусиление тенденций роста социального иполитического радикализма. Ферганская долина – один из наиболее густонаселенных регионов планеты. Плотность населения составляет 360 чел./км2. Наибольшая плотность – в узбекской части долины: 550 чел./км2. Рождаемость в регионе по-прежнему остается очень высокой. По экспертным оценкам, население Ферганской долины, которое в настоящее время составляет 10 млн., достигнет 14-15 млн. в 2010 г. Преобладание молодежи и детей в структуре населения (каждый второй житель Ферганской долины моложе 18 лет) обеспечивает сохранение высокой рождаемости и в перспективе. Для всех частей долины характерны аграрное перенаселение и переизбыток трудовых ресурсов. во всех трех частях Ферганской долины расползается нищета. В 2001 г. среднемесячная заработная плата в киргизской части долины составляла $15, в узбекской части – $11-12, в Согдийской области (таджикской части долины) – $6. Южный Киргизстан и ферганские области Узбекистана – наиболее бедные районы в своих странах. В таджикской части долины 27% населения старше 18 лет – безработные. Несколько ниже уровень безработицы в киргизской и узбекской частях долины. Наиболее остра проблема безработицы среди женщин и молодежи. В 2000 г. удельный вес молодежи в общей численности безработных в таджикской части Ферганской долины составил 69%.

Ситуацию усугубляет от­сутствие сильной, конструктивной оппози­ции, способной плавно и без эксцессов пере­вести эту напряженность в русло общественного диалога.

В этих условиях популистские идеи экстремистов, эксплуатирующих религию в своих целях, способны увлечь значительные массы людей, неудовлетворенных уровнем жизни и потерявших веру в способность своего государства улучшить экономическое положение.

Помимо экстремизма безопасности Казахстана угрожает терроризм.Этимологически слово «терроризм» восходит к латинскому terror, означавшему с одной стороны, ощущение страха или ужаса, с другой, сам предмет ужаса – ужасные вещи или известия.

Терроризм часто определяют как заранее обдуманное и мотивированное использование насилия, направленное на устрашение и деморализацию общества, дезорганизацию структуры государства посредством применения самых жестоких методов для достижения определенных целей. То есть терроризм во многом является формой борьбы антисистемных сил против того или иного сообщества, как правило, государства.

Тер­роризм стал определяющим фактором в развитии современных международных отношений. Реальность такова, что, имея разветвленную сеть своих идеологов, последователей и спонсоров по всему миру, тер­рористы прибегают ко все более изощренным методам пре­ступной деятельности, не обязательно связанной с чисто военными угрозами. Транснациональный характер многих террористических организаций и сетей придают этой угрозе глобальный характер, непосредственными преломлениями которой являются отдельные страны и регионы мира. Поэтому борьба с терроризмом в рамках од­ного государства и усилиями одного отдельного государства делает все попытки искоренить его малоэффективными. Для противодействия терроризму наряду с военно-силовыми методами не менее эффективными признаются и иные - финансовые, информационные, идеологические, законодательные, социально-экономические и другие.

В разветвленной системе террористических структур, составляющей более 150 организаций и действующей в различных регионах мира, террористические группировки происламского направления являются преобладающими. Большинство из них формировались как политические объединения, борющиеся за независимость, свободу и политические права. Деятельность многих из этих группировок сосредоточена на ЦА, регионе с преобладающим мусульманским населением.

Реальной угрозой для региональной безопасности Казахстана является присутствие на территории соседних госу­дарств ЦА радикальных террористических группировок. Их контингент включает в себя наемников- выходцев из Пакис­тана, Саудовской Аравии, Йемена, Иордании, Егип­та, Афганистана и других государств Ближнего и Среднего Востока. Хотя попытки радикальных группировок рекрутировать в свои ряды граждан центрально-азиатских республик порой также приносят успех, что во многом объяснимо социально-экономическими и культурно-образовательными проблемами стран ЦА. Попытки этих групп получить визовую поддержку фиксировались посольствами России и ряда стран СНГ, в Пакистане, Турции, не­которых странах Ближнего Востока. Эти организа­ции наращивают усилия по вмешательству во внут­ренние дела стран СНГ. К международным террористическим и экстремистским организациям, представляющим большую угрозу безопасности республики, можно отнести следующие: "Братья-мусульмане", "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" («Партия исламского освобождения»), "Ислам­ское движение Узбекистана" (причастна к вооруженным провокациям 1999-2000 гг. на узбекско-кыргызской границе), "Акромиды" (радикальное исламское течение Узбекистана, действующее в Ферганской долине),"Адолат уюшмаси" («Объединение Адолат» - нелегальная религиозно-экстремистская организация, с января 1991 года действующая в Узбекистане), "Ислом лашкарлари" (религиозная группа, придерживающаяся идеологии ваххабизма), "Товба'' (экстремистское религиозное движение, имеющее сторонников в Азербайджане, Узбекистане и Кыргызстане.). Их основной задачей в настоящее время является про­паганда идей радикального исламс­кого фундаментализма, привлечение в свои ряды новых сторонников из числа населения стран ЦА.

Как отмечалось выше, терроризм и экстремизм сегодня тесно взаимосвязаны и в самом ярком виде характерны для исламских сообществ. Проблема религиозного фундаментализма очень волнует центрально-азиатские страны, в том числе и Казахстан, конституционный строй которого основан на светских установках и нормах. В исламе светская и духовная власть, религия и личность неразделимы. Ислам не только регулирует, но и контролирует частную жизнь человека. Когда мы говорим о такой важной особенности ислама, как вмешательство религии в процесс принятия политических решений, его определяющая роль в системе государственного управления, то, в первую очередь, подразумеваем так называемый «политический ислам». Хотя, согласно религиозным догматам, в исламе нет разделения политической и религиозной сфер. Данное немаловажное обстоятельство зачастую используется идеологами многих радикальных религиозных группировок для оправдания своей борьбы против светских режимов.

Религиозный фундаментализм в исламе, призывающий к возвращению к истокам религии, к мусульманской общине времен пророка Мухаммеда, предлагающий политическое переустройство на старых принципах, т.е. через построение халифата, и по существу, отрицающий всю предыдущую историю религии и достижения цивилизаций, является прямым вызовом национальным интересам Казахстана. Религиозный фундаментализм препятствует развитию национальной идентич­ности всего казахстанского общества, создает оча­ги религиозной нетерпимости в государстве, подрывая его социальную и межнациональную стабильность.

Для стран ЦА, исторически связанных с исламским миром и непосредствен­но граничащих с мусульманскими государствами Сред­него Востока, (с весьма проблемными во мно­гих отношениях государствами),религиозный фактор может выйти на передний план в сравнении с другими, если речь идет о собственно исламских факторах экстремизма и терроризма.

Для Казахстана важно оставаться в русле эволюционных тенденций в исламе. И поскольку исламский фундаментализм несет в себе революционный импульс, нельзя допустить, чтобы политическое пространство Казахстана и ЦА было заполнено радикальным исламом.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в этой связи высказывается вполне однозначно: «Не умаляя гражданских прав верующих, все же необходимо констатировать, что конфессиональная безопасность может подвергнуться испытаниям в случае чрезмерной политизации отдельной религии или конфессионального течения. Здесь формула, которая может и должна обеспечивать светский статус государства и конфессиональное равновесие в обществе, достаточно проста: верующие, безусловно, имеют гражданские права и пользуются демократическими свободами. В свою очередь, религия как духовное начало и возможность отправления культа не имеет и не должна обладать политическими правами и возможностью влияния на политическую волю государства».

Литература

1.  Жатканбаев Е. Международный экстремизм и терроризм как угроза национальным интересам Казахстана // Саясат – policy, 2005. №1.

2.  Нурмухамедов Б.Ж. Этноконфессиональные аспекты экстремизма и терроризма в странах Центральной Азии (http://www.kisi.kz/site.html?id=720

3.  Нурша А., Чукубаев Е. Исламский фундаментализм в свете геополитики (http://www.kisi.kz/site.html?id=3414 ).

4.  Петрученко О. Латинско-русский словарь. 11-е изд., - СПб.: Лань, 2003. - С. 212-213.

5.  Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт (http://www.antiterror.ru/text/library/comments/70778520 ).

6.  Тишков В.А. Этнология и политика. – М.: Наука, 2001.

7.  Тусупбаева Г.А. Геополитические факторы обеспечения национальной безопасности – составные параметры государственной политики Республики Казахстан// Казахстан – спектр, 2005. №2.

8.  Шоманов А.Ж. О некоторых основаниях распространения религиозно – политического экстремизма и терроризма (http://www.kisi.kz/site.html?id=3837).

Сахиев Саулет Ерназарович ст.преподаватель КГУ им.Коркыт Ата