Критерии выделения квалификационных характеристик среднего класса
11.10.2013 3346
Чтобы войти в мировое сообщество и занять в нем достойное место необходимо обладать качествами конкурентоспособности.

Будущее страны связано с ее органичным вхождением в мировое сообщество. Но чтобы войти в мировое сообщество и занять в нем достойное место необходимо обладать качествами конкурентоспособности. Обеспечение конкурентоспособности связано с решением значительного числа серьезных внутренних задач.  Одна из важных задач – это формирование среднего класса.

 Значимость процесса формирования среднего класса заключается в том, что он выполняет функцию социального «стабилизатора» общества и источника воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов. Средний класс определяет качество человеческого потенциала страны и характерные черты  общенациональной идентичности, обеспечивает преемственность поколений и жизненных ценностей. Это связано с физическим и психическим здоровьем представителей среднего класса, а также с уровнем их образовательного и квалификационного потенциала, с такими их личностными особенностями, как инновационный потенциал, определенный характер ценностных ориентаций, особенности мотиваций в различных сферах жизнедеятельности.

  В современной западной социологии принято различать два подхода к определению среднего класса – субъективный и объективный.  Субъективный основан на принципе «самоидентификации», то есть в самозачислении индивида в тот или иной класс. Объективный подход основан на критериях, независимых от мнения индивида.  В зарубежной социологической литературе  используются такие критерии как  характер деятельности (труда) и наличие доходов. А также такие критерии как образовательный, квалификационный, должностной уровень, качество жизни, стандарты потребления.

  Понятие средний класс появилось в социологической науке, когда в результате роста благосостояния исчезло жесткое противопоставление богатых и бедных, при котором остальные группы общества составляли  лишь незначительное меньшинство. Этот тип социальной структуры был характерен для Европы XIX и начала XX века. Но уже в послевоенной Европе стало очевидно не только несоответствие  этой модели общества новым реальностям, но и возникновение нового  массового социального субъекта – среднего класса, численность которого стала сначала сопоставима с численностью рабочего класса, а затем и превзошла ее. При этом сначала в западноевропейской социологической традиции средний класс выделялся на основании общей оценки социального статуса индивида, связанного с его работой, экономическим положением и уровнем  образования. Затем, учитывая растущую численность среднего класса и необходимость его более детального анализа, на смену концепции единого среднего класса постепенно пришла концепция  «старого» и «нового» средних классов. «Старый» средний класс состоял в основном из представителей  малого бизнеса, а «новый» объединял работающих по найму квалифицированных специалистов. В настоящее время при необходимости обозначить те социальные слои общества, которые не относятся ни к богатым, ни к бедным, в западной социологии говорят не только о средних классах, но и о средних слоях, которые в силу своего внутреннего многообразия не могут рассматриваться как единый социальный субъект. По мнению Э.Гидденса, понятие «средний класс» охватывает представителей различных сфер деятельности. Внутри среднего класса можно выделить три относительно обособленные категории. Старый средний класс - это представители малого бизнеса, владельцы небольших магазинов и мелкие фермеры. Численность этой категории в течение ХХ века постоянно менялась, но они по-прежнему составляют значительную часть работающего населения. Мелкий бизнес менее стабилен, чем крупный, и часто разваливается в течение двух лет после основания. В Великобритании лишь 20% из тех, кто начал свое маленькое дело, удается удержаться в течение хотя бы пяти лет. Небольшие фирмы и магазины часто оказываются неспособными конкурировать с крупными компаниями, супермаркетами и ресторанными сетями. И если старый средний класс не сократился в той мере, как предсказывали многие (включая Маркса), то только потому, что всегда находится немало людей, желающих попробовать себя в собственном деле. Поэтому большинство тех, кто вынужден покинуть бизнес, сразу же заменяется новыми. Социально-политические взгляды мелких бизнесменов, как правило, весьма разноречивы. В ряде стран, например, во Франции, многие из них оказывают неизменную поддержку крайне правым политическим партиям [1, с. 211].

Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и специалистов высокого класса. В эту категорию входит значительное число людей, и делать какие-либо обобщения относительно их взглядов следует с большой осторожностью. Большинство из них имеют высшее образование, и среди них, особенно если говорить о специалистах, довольно высока доля людей с либеральными взглядами.

Низший средний класс - это еще более разнородная категория. В нее входят конторские служащие, продавцы, учителя, медсестры и множество других. Большинство представителей низшего среднего класса придерживаются взглядов, отличающихся от взглядов рабочих, хотя условия их труда часто во многом совпадают.

На разнородный характер среднего класса в целом обращается специальное внимание в концепциях Райта и Паркина. Средний класс оказывается в «противоречивой» ситуации «двойного барьера». Он попадает под влияние сверху и испытывает давление снизу. Многие представители низшего среднего класса привержены тем же ценностям, что и люди из более состоятельных слоев, хотя живут на доходы, нередко меньшие, чем у высокооплачиваемых рабочих  [там же, с. 211].

В настоящее время происходит активный процесс формирования среднего класса. В него включены группы занятых как в частном, так и в коллективном и государственном секторах экономики.

Сложность формирования среднего класса определяется, прежде всего, тем, что к началу проведения реформ существовала потенциальная база среднего класса, ядром которой являлись интеллигенция,  квалифицированные  слои рабочих и некоторые другие группы. В период трансформационных преобразований  в значительной своей части они оказались на  обочине. Поэтому, так называемые «новые средние» - представители интеллектуальных профессий, претерпели  резкие изменения своего социального статуса, престижа, дохода и роли в обществе.  В настоящее время идет активное формирование частного сектора, мелких и средних собственников, которые во всех обществах представляют традиционные «старые» слои среднего класса и которые занимают свое место в социальном пространстве. Применительно к нынешним условиям  понятие «старый» средний класс носит в определенной мере условный характер, хотя и отражает принятый подход. Это связано с тем, что «старый средний класс» был разрушен, сейчас он формируется как «новый старый» [2.С.98].

Формирующийся средний класс – это комплексное образование, имеющее свою  внутреннюю социально-групповую структуру, отдельные элементы которой различаются по происхождению и социальному статусу, критериям социальной идентичности. Но при всех различиях выделяются те признаки, которые формируют его ядро. Прежде всего, это наличие занятости, включающей такие характеристики, как профессия, высококвалифицированный труд, соответствующий уровень образования. По мнению российских ученых, потенциальный средний класс включает в свои ряды  массовые отряды научно-технической и гуманитарной интеллигенции, высококвалифицированные слои рабочих, управленческо-административный аппарат[2. С.98].

Процесс формирования новых социальных страт в казахстанском обществе идет в трех направлениях. На одном из них формируется бюрократическая буржуазия, использующая в своей практике экономическое господство и пытающаяся закрепить его через систему «право-привилегия». На другом направлении - различные социальные группы, в той или иной мере сумевшие приспособиться к новым производственным отношениям: менеджеры, работники предприятий малого и среднего бизнеса, перешедшие к традиционным формам организации труда фермерские хозяйства, работники сферы обслуживания. На третьем - масса деклассированных маргинальных элементов, формально выброшенных из общества, но фактически составляющих его неотъемлемую часть. Это - безработные, беженцы, многодетные, малообеспеченные, пенсионеры. А также квалифицированные специалисты и рабочие.

В исследованиях Института социологии и политологии АН РК, при анализе массовых групп населения, обозначено, что люди, имеющие практически один и тот же уровень доходов, разделились на две большие группы, условно названные «адаптировавшиеся» и «неадаптировавшиеся». Они сильно разнятся по своему социальному самочувствию и по оценкам общей ситуации в республике. В «адаптировавшейся» группе значительно выше уровень лояльности по отношению к цен­тральным и местным органам власти, элитным группам населения - предпринимателям и политическим деятелям, они толерантны в национальном вопросе. Но самое главное, у них радикально изменились жизненные установки: здесь идет ориентация на собственные силы. Эти данные позволили социологам сделать вывод о наличии среди низко доходных групп населения особой социальной прослойки - транзитного среднего класса, который на настоящий момент чрезвычайно активен и имеет высокий уровень социальных ожиданий [3].

Академией наук РК проводятся регулярные разноплановые исследования самой активной социальной группы - предпринимателей. Анализ специфики предпринимательского слоя позволил выделить две категории. Первые занимаются решением своих частных проблем всеми доступными формальными и неформальными методами. Вторые, пройдя этап первоначального накопления капитала, начинают анализировать социальные и идеологические аспекты своего положения, чтобы затем принимать активное участие в социальной жизни. С этой целью они стали объединяться в предпринимательские организации, чтобы совместно решать как экономические, так и социальные проблемы. Следствием этого стало формирование неправительственных ассоциаций предпринимателей, которые объединились в Конфедерацию работодателей Республики Казахстан (КРРК). Главное направление деятельности этой организации - участие в законотворчестве.

В отличие от среднего класса западных стран казахстанский средний класс испытывает значительное давление фактора неопределенности. Казахстанские средние слои сильно страдают от недостатка социальных гарантий, прежде всего - гарантий поддержки на случай нужды, безработицы, старости, болезни, инвалидности. О том, что такие гарантии нужны, но реально их не существует, говорит большинство представителей казахстанских средних слоев, в том числе относящиеся к самой благополучной их части.

Радикальные рыночные преобразования в стране и сопровождавший их системный кризис существенно изменили количественные и качественные параметры среднего класса. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению экономически самостоятельного социального субъекта, способною эффективно выполнять традиционные для него функции. То есть инвестировать казахстанскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов.

Реально потенциальными представителями среднего класса являются руководители малого и среднего бизнеса, творческая интеллигенция, менеджеры, высококвалифицированные рабочие, служащие и некоторые другие слои населения. В современном казахстанском обществе базовый социальный слой, составляют основная часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Представители его обладают средним профессионально-квалификационным и относительно ограниченным трудовым потенциалом. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различим, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Казахстанское общество по социальной стратификации имеет форму Эйфелевой башни», где большая часть ее основания, а именно 60%на­селения, представлена низшим классом, 30% - начинающим формироваться средним клас­сом, 10% - высшим классом [3]. Верхний слой обладает самым мощным экономическим и энергетическим потенциалом и может рассматриваться как новый класс, на которого возлагаются надежды. Данный слой находится в вызывающем противостоянии с остальными слоями об­щества, партнерские отношения с другими общественными группами затруднительны, за исключением элиты. Именно благодаря элите, а именно - оказываемой ей и получаемой от нее поддержке - возможно получение высоких сверхприбылей и продвижение удобных законодательных и нормативных актов.

В современном казахстанском обществе велико присутст­вие деклассированных элементов, составляющих подавляющую массу населения респуб­лики. В настоящее время эту массу можно представить как базовый социальный слой, ко­торый охватывает более двух третей общества. Его представители обладают средним профессио­нально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потен­циалом. Особенностью социального состава  бедных в Казахстане является то, что  подавляющая их часть трудится. Кроме того, бедность в стране  не носит ни классового, ни профессионального характера, поскольку низко доходные группы населения есть практически во всех социальных и профессиональных слоях.

Таким образом, в период глубокой социальной трансформации казахстанского общества, можно увидеть глубокое расслоение населения на полярные группы с большой разницей в доходах. Рост среднего класса происходит медленно.

Современная модель экономического развития не дает объективных возможностей для значительного увеличения в ней среднего класса. Изменить ситуацию может только быстрое развитие  высокотехнологичных отраслей экономики, а также, хотя и в значительно меньшей степени развитие малого и среднего бизнеса. Выделение среднего класса на основе таких критериев, как уровень благосостояния или субъективная самоидентификация себя со средним классом, демонстрирует положительную динамику.

При комплексном подходе к среднему классу, в основе которого лежит наличие у него человеческого капитала и определенных  профессиональных позиций, эти позитивные тенденции свидетельствуют скорее не о росте среднего класса, а о росте доходов населения в целом, снижению степени неудовлетворенности у многих потенциальных представителей среднего класса.

Ипполитова Т.В.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  Гидденс Э. Социология – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.

2.  Модернизация социальной структуры российского общества /Отв.ред. З.Т.Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 278 с.

3.  Экономика Центрально-Азиатских государств. Общий обзор //Электронная публикация – http:www.mfa.kz/rus/PHP/article.php?article=1& selected=34