М. Козыбаев – ученый-патриот
10.10.2013 4496
Академик Манаш Козыбаев до конца своей жизни оставался, говоря образным языком, не с «искоркой» в душе, а с «реактором», который и согревал, и зачаровывал, и освещал путь.

У драгаценного камня – огромное количество граней. С какой стороны не взгляни – представляется новая сторона, сияющая ослепительным блеском. Сегодня мы, в очередной раз обращаясь к научному наследию М. Козыбаева, открываем новые грани его творчества.

Каждый из нас, кто в той или иной мере соприкоснулся с миром науки, понимает, насколько этот мир требует самопожертвования, трудолюбия и постоянного «горения».Огонь в душе исследователя может быть завораживающим и согревающим, обжигающим и ранящим, тлеющим и остывающим.

Академик Манаш Козыбаев до конца своей жизни оставался, говоря образным языком, не с «искоркой» в душе, а с «реактором», который и согревал, и зачаровывал, и освещал путь, и подпитывал энергией других людей. В возрасте 70 лет он был ученым, не только  полным идей, но и активно  их реализующим. 

М. Козыбаев оставил после себя огромное историческое наследие, заключенное в его трудах, которые делают их автора бессмертным.

Многосторонность научных интересов позволила М.Козыбаеву создать собственную историческую школу и подготовить новую плеяду талантливых ученых: около сотни докторов и кандидатов наук (13 докторов и 85 кандидатов наук). Они сегодня являются ведущими казахстанскими историками, государственными и общественными деятелями. Среди его учеников есть видные ученые Китая, Монголии, Узбекистана, России, ректора университетов, профессора ВУЗов, деканы и заведующие кафедрами ВУЗов, ответственные работники апппарата Президента. К их числу принадлежат: председатель ЕврАзЭС, в прошлом - аким Северо-Казахстанской области - Таир Мансуров,  командующий Республиканской гвардии генерал-лейтенант - Абай Тасбулатов, ректор Семипалатинского государственного педагогического института - Ерлан Сыдыков, генеральный директор бизнес-информации, социальных и маркетинговых исследований BISAMCENTRALASIA– Леонид Гуревич, заведующий кафедрой истории Казахстана ЕНУ им. Л.Н. Гумилева - Тлеген Садыков, декан исторического факультета Карагандинского университета им. Е. Букетова, выпускница Петропавловского педагогического института им. К.Д. Ушинского – Зауреш Сактаганова и др.

Он - автор около 800 научных и научно-популярных работ, в том числе 30 монографий, свыше 50 коллективных трудов, учебников и учебных пособий на русском  и казахском языках.  Наиболее известны широкому кругу читателей его труды: «Казахстан: арсенал фронта» (Алма-Ата, 1970), «Золотой фонд партии. Из опыта кадровой политики КПСС» (Алма-Ата, 1973), «История и современность» (Алма-Ата, 1991), Труд во имя Победы (Алма-Ата, 1995), «Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски» в 2-х кн. (Алматы, 2000) и др. Он руководил разработкой фундаментальных академических трудов по истории Казахстана. Его труды изданы в России, Китае, Турции, Корее, США, Иране и многих других странах.

Круг его научных интересов можно сравнить с многоцветьем весеннего луга.  Начав свой профессиональный рост с изучения вклада Казахстана в Победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, он постоянно расширял круг своих интересов. Со временем ему удалось  создать целостную картину истоков казахского народа, его уникальности и нелегкой судьбы в ХХ столетье.

Но то, что объединяет и делает его взгляды единым целым – это патриотизм. Через все его научное творчество красной нитью проходит истинная любовь к своему народу и Отечеству. В его работах слышится и боль потерь, и непримиримость к несправедливости, и гордость за достижения, и вера в лучшее будущее казахского народа.

Академика М. Козыбаева всегда отличала активная гражданская позиция, и даже в советское время, диктовавшее свои жесткие правила, он поднимал наиболее острые проблемы, касающиеся сохранения национальной самобытности казахского языка и культуры, развития нации в целом, привлекал к дискуссии о духовном развитии нации авторитетных представителей творческой и научной элиты Казахстана. Правда, которая бросала тень на высшее руководство страны, ставила ее авторов в ряд неблагонадежных людей, которых государство наказывало за «оплошность».  В книге «Золотой фонд партии», написанной в 1973 году в соавторстве с Зоей Голиковой, отмечалось, что движение кадров в республике проводится сверху, из центра. Фактически кадровая политика находилась в стагнации, когда секретари обкомов не менялись по 20-25 лет. Монографию запретили и изъяли. В итоге М.Козыбаев получив партийный выговор, был отлучен от исследовательской работы и вынужден перейти в Алма-атинский зооветеринарный институт на педагогическую работу, где историков не выпускали. Попытка вскрыть пороки стагнирующего общества и их искоренить была властью пресечена. Расправа над книгой отбила в дальнейшем у исследователей желание заниматься кадровой проблематикой в республике.

Однако трудности не сломили ученого. Он продолжал активно работать. В 1986 году М.Козыбаеву было присвоено звание заслуженного деятеля науки казахской ССР [1, с.281]. Поистине широкие возможности изучения неизведанных пластов истории Казахстана открылись перед ученым в период перестройки. В 1988 году он стал директором Института истории, археологии и этнографии, где и трудился до конца своих дней. Этот период деятельности для ученого был самым плодотворным, так как он работал уже не один, а с командой увлеченных исследователей-единомышленников. Это: К.Байпаков, К.Нурпеисов, Б.Тулепбаев, МАсылбеков, В.Галиев, ПБелан, О.Исмагулов, К.Акишев, Ж.Абылхожин, К.Алдажуманов, Т.Савельева, Ж.Таймагамбетов,  К.Пищулина, С.Ажигали, Э.Валиханов, И.Ерофеева, С.Мажитов, Б.Сужиков, С.Жакишева и многие другие. О каждом из них можно много отдельно говорить.

История стала действенным инструментом в фомировании национального самосознания и духовного возрождения казахского народа в период ломки старой и создания новой системы общественных ценностей. С обретением независимости Казахстана новые горизонты открылись перед отечественной исторической наукой. Она вышла из своих чисто академических рамок и активно стала участвовать в становлении новых мировоззренческих позиций. Начало перемен в общественной жизни выдвинуло на первый план исторические исследования, свободные от идеологизации, европоцентризма, классового подхода и партийности. За период независимости историческая наука подняла огромный пласт отечественной истории ранее не востребованной и забытой. Ликвидация «белых пятен» в истории Казахстана, изучение национально-освободительного движения  и казахской государственности, определение места и роли Казахстана в мировом пространстве Евразии способствовали формированию исторического сознания и поступательному развитию общества. Глубокое изучение исторических процессов было направлено на сохранение политической стабильности, духовного единства и межэтнического согласия.

Свои взгляды  о роли исторической науки в формировании гражданского патриотизма М.Козыбаев обосновал в связи с формированием общенациональной идеи: «В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальное функционирование общества, выдвинута идея упрочения гражданского мира и межнационального согласия, идея национального и общенационального, общеказахстанского патриотизма. Всемерно подчеркивая идею общенационального патриотизма, на наш взгляд, следует шире и глубже исследовать истоки казахского национального патриотизма, ставшего составной частью менталитета народа. Мы особо подчеркиваем этот аспект потому, что казахский народ несет особую ответственность в формировании общеказахстанского патриотизма, общенациональной идеи упрочения гражданского мира и межнационального согласия» [2, с.323].

В то же время, ученый понимал, что крайний патриотизм, граничащий с шовинизмом, недопустим.  В рецензии на работу Президента Н. Назарбаева «На пороге ХХI века» он отмечал: «Следует сказать, что национальные интересы не являются предметом купли и продажи, а любовь к национальному не должна перерастать в оголтелый национализм. Совершенно прав автор, когда он считает этнопопулизм вирусом на здоровом теле нашего общества» [3, с.368].

В ряде своих работ М.Козыбаев, объясняя истоки генезиса, выделял два вида национализма: воинственный и оборонительный. В первом случае - национализм близок шовинизму  и имеет разрушительный, агрессивный характер, во втором -  близок патриотизму, так как защищает интересы своего народа и имеет позитивное значение.

В формировании национального самосознания огромное место занимала проблема казахской государственности. Манаш Кабашевич научно доказал право казахского народа на национальную государственность, так казахи являлись одним из древних народов Евразии. Ученый проделал большую работу по определению роли и места страны в мировом пространстве и ее  перспектив развития.

Он доказал, что антиколлониальные восстания периода протектората России в Казахстане являются звеньями одной цепи – борьбы за национальную независимость казахского народа, где восстание 1916 года является ее апогеем.

Благодаря его работам, широкой общественности стали известны преданные забвению имена лидеров либерально-национальной интеллигенции. Были реабилитированы имена Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Макжана Жумабаева, Мыржакыпа Дулатова, Мухамеджана Танышпаева, Мустафы Шокая  и др. Более того, с них были сняты большевисткие ярлыки – «контрреволюционеры», «алашординцы», «националисты». Позиция либеральной интеллигенции в восстании 1916 года сейчас заслуженно вошла в историю как «тактика разумного компромисса», а не трусость ее лидеров и их предательство по отношению к народу. Выступая против участия казахского народа в восстании 1916 года лидеры алашского движения, понимая его обреченность, пытались, «подобно беркуту, защищающему птенцов», спасти жизни юных казахов [4]. Карательная политика царизма  в Семиречье получила название «потитики выжженной земли», куда было направлено карателей больше, чем вооруженных сил на завоевание этого региона на протяжении почти трех столетий. [2, с.170].

Скорбью и болью проникнуты страницы истории насильственной коллективизации в Казахстане, воссозданной в работе «Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства» (Алма-Ата, 1991) на основе новых архивных документов М. Козыбаева и его коллег, ученых-историков  – К.Алдажуманова и Ж.Абылхожина.  «Великим бедствием», сравнимым с джунгарским нашествием были названы авторами годы силовой седентаризации кочевников, а голод начала 1930-х годов - «геноцидом» казахского народа, так как он унес жизни 1.750 тысяч казахов, составивших 42% всего казахского населения. Шокировал «неприкрытой» правдой широкую общественность документальный фильм: «Великий джут» о проведении силовой коллективизации в Казахской степи,  снятый при участии Манаша Козыбаева. Не оставили равнодушными ни одного зрителя кадры о голодоморе, каннибализме, миграции казахов за пределы своей родины, джуте и звучавшая фоном знаменитая песня, записанная нашим земляком (с. Богдановка, недалеко от Благовещенки, Жамбылского района Северо-Казахстанской области)Кожаберген-жырау в период казахско-джунгарских войн, долгое время считавшаяся народной, «Елим-ай!» («Родина моя!»), которая стала символом скорби казахского народа периода «Ақтабан шубырынды» - «Великого бедствия».Освещение этой темы в новом свете будило в сознании казахского народа протест и стремление к консолидации и сохранению своего собственного «Я».

Беззаконие во времена сталинских репрессий и депортаций народов в Казахстан освещаются в трудах М. Козыбаева как позорные страницы советской истории. Горечь невосполнимых потерь лучших сынов казахского народа  во времена массовых репрессий 1930-х годов слышится со страниц его работ.

Являясь образцом патриотизма, М.Козыбаев органически в себе сочетал уважительное отношение и к другим народам. Благодаря организации исследовательской работы М.Козыбаевым,  в 1998 году вышел коллективный труд казахстанских историков: «Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы». Казахский народ с сочувствием отнесся к представителям различных национальностей (корейцам, полякам, немцам, чеченцам, карачаевцам, балкарцам и др.), невольно оказавшимся в Казахстане и нашедшим впоследствии здесь свою вторую родину. Депортированные народы - обездоленные, униженные, оказавшиеся в тяжелых условиях, потерявшие близких и нажитое имущество люди, нашли сочувствие и поддержку у местного населения. Авторы книги осудили неправомерные действия высшего руководства страны по насильственному переселению народов в Казахстан и еще раз обратили внимание на характерные черты ментальности казахского народа: гостеприимство, доброту, толерантность. Это те качества, которыми стоит гордиться и  их сохранять.

Напоминанием о недопущении подобного отношения служат монументы и памятники жертвам политических репрессий и день памяти, который отмечается официально ежегодно  – 31 мая. В Петропавловске такой памятник находится около драматического театра им. Н.Ф.Погодина.

Старые догматические подходы М.Козыбаев отбрасывает, давая оценку декабрьским событиям 1986 года в Алма-Ате: «В декабре 1986 года национально-освободительное движение вступило в новый этап своего развития. Оно было началом целой исторической полосы, завершившейся распадом Союза и провозглашением суверенитета республик... Русские декабристы разбудили последующее революционное поколение России. Казахские декабристы разбудили ото сна народы Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Они показали, что казахский народ — народ-борец, нация свободолюбивая» [2, c.253]. В этих словах М. Козыбаева слышится гордость за смелость казахской молодежи, бросившей первой в Союзе вызов Центру.

М. Козыбаев в своих работах отстаивал интересы казахского языка и литературы. Он высоко оценивал роман-эпопею М.Ауэзова «Путь Абая».  «Святым ханом Кене казахской литературы» назвал М.Козыбаев казахстанского писателя Ильяса Есенберлина, сумевшего развенчать мифы о номадах как о дикарях и варварах, всесторонне отобразить «всю палитру жизненных красок кочевой цивилизации». М.Козыбаев считает, что И.Есенберлину это удалось благодаря мужеству, таланту, истинной и глубокой любви к своему народу [5, c.220].

Ученый-гуманист, летописец народа, глашатай независимости так называли его и при жизни. М.К. Козыбаев внес огромный вклад в развитие исторической науки, формирование исторического сознания и чувства национального достоинства.  

Определяя грани феномена М. Козыбаева его соратники отмечали одну из них, это - всеобщая популярность, которая достигалась за счет сближения академической науки с народной средой. Салык Зиманов подчеркивал: «… преследуя задачу патриотического воспитания казахов на опыте их собственной многовековой истории, академик М.К.Козыбаев часто излагает свое видение исторических процессов в «массовом», «народном» стиле, доступном и понятном массам» [6, с.10].

Вместе с тем, ему был присущ еще один редкий талант – говорить и писать одинаково изящно, как на русском, так и на казахском языках.

Будучи патриотом своего народа и страны, он рассматривал историю не с высоты родовой кочки, а далеко за рамками узконационального понимания, в контексте мировой истории.

В его книге «Жұлдызым менің» («Моя звезда») – есть эссе «Я и история», где автор рассуждает о месте историка в скоротечном мире. Через призму истории, осмысление ее уроков человек сможет выполнить свое высшее назначение на земле. История в его понимании – это путь, пройденный предками, их победы и поражения, их дух, «который поддерживает нас в минуты испытаний» [7, 81-82 б.]. В целом, история, по мнению М. Козыбаева – святая наука.

Призывая сохранять преемственность поколений посредством знания правдивой истории, М.Козыбаев поддерживал чувство здравого критицизма и остерегал от  следования конъюнктурному запросу и социальному заказу.

В последней статье «Монолог об Отчизне» М.Козыбаев называет период  независимости Казахстана «эпохой возрождения», подчеркивает его закономерную связь с предыдущей историей, которая является составной частью истории мировой цивилизации. Он считает независимость главным достижением любого народа, так как она дает простор для реализации собственных программ и проектов. Последними его словами, в которых слышалась вера в лучшее будущее своего народа и Отечества были: «И поэтому независимость – наш главный лозунг, наш голубой флаг, наше будущее благополучие и счастье, наш наступающий светлый рассвет! Да будет благословенна наша независимость, народ наш высок и крепок духом, народ Казахстана пусть будет великим, а само государство – процветающим и богатым. Пусть наша страна станет лучшей из многих, чтобы на нее равнялись другие страны и народы, дорогие друзья!» [5, c.268].

М.Козыбаев мечтал уйти, исполнив свой долг перед народом. Всей своей жизнью и деятельностью он выполнил свою великую миссию.

Как нельзя лучше сказал о М.Козыбаеве в поэтической форме Какимбек Салыков:

Қыргыздың Манасы бар

Қазақтың Манашы бар.

Егiз ел тарихы бiр,

Бiтпеген жасы бар.

Қыргыздың Манасы бар,

Елге ұран калған сөзi.

Қазақтың Манашы бар,

Тарихтың тарланбозы.

В наследство М. Козыбаев нам оставил свои труды и напутствия, которые сегодня имеют огромное значение в исследовании истории Казахстана и воспитании казахстанского патриотизма.

Гривенная Л.А.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

Литература:

1.  Алдажуманов К.С. Академик М.К. Козыбаев и историческая наука Казахстана / Қазақстанның тарих ғылымы: Ш.Ш. Уәлиханов атындағы Тарих және эинология институтының 60-жылдығына арналады. – Алматы:«Мер Сал» баспа үйі.- 2005.- 600 бет + 16 бет жапсырма.

2.  Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. – В 2-х кн. -  Алматы: Ғылым . – 2000. - Кн. 1. – 420 с.

3.  Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. – В 2-х кн.-Алматы: Ғылым . – 2000.- Кн.2. – 388 с.

4.  Озганбай О. Государственная Дума в России и Казахстан (1905-1917). – Алматы: Арыс.- 2000. – 284 с.

5.  Козыбаев М.  Монолог об Отчизне / Проблемы методологии, историографии, источниковедения (Избранные труды). -  Алматы: Ғылым. – 2006. – 272 с.

6.  Манаш Козыбаев – человек в истории / Сост. Ильяс Козыбаев. – Алматы: Ғылым. – 2006. – 232 с.

7.  Қозыбаев М. Жұлдызым менің. – Алматы: «Арыс» баспасы. – 2001. – 240 б.