Вопросы историко-демографических процессов в Казахстане в исследованиях М.К. Козыбаева
18.09.2013 2519
Согласно исследованиям ученых и лично М.К. Козыбаева в истории Казахстана было несколько этапов, повливших на изменение демографической ситуации в казахской степи.

Как бы горячо и заинтересовано не обсуждались сегодня проблемы нашего прошлого, мы не в силах повлиять на него. История уже состоялась раз и навсегда. И многие ее трудности тоже позади. Что же нас заставляет вновь и вновь обращаться к делам давно минувших дней, спорить о прошлом так горячо и бескомпромиссно, что день вчерашний подчас отодвигает на второй план дела и забыты  сегодняшние?

  Много вполне логичных объяснений можно дать в ответ на этот  вопрос, но все они в совокупность не способны исчерпать загадки извечной тяги человечества к познанию своего многовекового пути. Вспомним известные слова А.С. Пушкина:

  Два чувства дивно близки нам –

  В них обретает сердце пищу –

  Любовь к родному пепелищу, –

  Любовь к отеческим гробам.

  Гений поэта интуитивно коснулся тайны влияния прошлого не настоящее.

  Как известно академик М.К. Козыбаев автор 800 научных, научно-публистических работ, из них 30 монографии, свыше 50 коллективных, в том числе и многотомных трудов. Научно-публистические статьи М.К. Козыбаева опубликованные в центральных журналах и газетах о малоизвестных страницах истории Казахстана находили живой отклик и интерес у массового читателя. Особый интерес вызывали материалы о демографической катастрофе, в 30-е годы XX века, вызванных насильственной коллективизацией в Казахстане. В своей работе: «Демографические исследования в Казахстане: итоги и перспективы» // Вестник НАН РК 1991 г, №11, с. 7. Он пишет: «В республике не сложилась постоянно действующая стройная система демографической службы.  Не развита координация усилий демографов, для решения целевых республиканских программ, ни одно высшее учебное заведение республики не готовит специалистов по исторической демографии» На значения исследования демографических факторов при изучении истории Казахстана указывают многие авторы. В частности, в работах Г.Ф. Дахшлейгера, Н.В. Алексеенко, Н.Е. Бекмахановой, М.Х. Асылбекова уделяется большое внимание вопросам достоверности статистического источника. Авторы подчеркивают, что не зная состава населения (в том числе и национального) его социальной структуры, невозможно создать объективную научно-обоснованную картину истории страны.

  Несколько работ по общей демографии Казахстана написано известным казахстанским демографом М.Б. Татимовым – в основном, на базе исследований ученых, государственных и военных деятелей дореволюционной России, занимавшихся историей  русского казачества, как военно-политической силы Российского самодержавия.

  То, что сегодня Республика Казахстан имея огромную территорию и занимая девятое место в мире по общей площади, в то же время насчитывает всего лишь 14 миллионов жителей, указывает на тот факт, что издержки демографических катаклизмов необходимо искать в прошлом.

Согласно исследованиям ученых и лично М.К. Козыбаева в истории Казахстана было несколько этапов, повливших на изменение демографической ситуации в казахской степи.

Это, прежде всего – военная казачья колонизация, начавшаяся в XVIII веке, массовое переселение крестьян из России второй половины XIX века, подавление национально-освободительных движений XIX века, восстания 1916 года, голод 30-х гг., спецпереселения репрессированных народов, целинная эпопея, великие стройки «эпохи коммунизма»,  добавившие существенный приток инонационального населения. Вот в чем главная  причина изменения демографической ситуации удельного веса казахов, особенно  в Казахстане. Даже царская администрация  не ставило под сомнение целостность  и сохранность этнической территории казахов и во всех  своих реформах, относящихся к Казахстану, всегда подчеркивала, что земля (округов, впоследствии областей) находится  в бессрочном  пользовании казахских волостей в границах,  существовавших  с давних времен. А границы этой территории – земля нынешнего Казахстана (Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII- начале XX веков. Алма-Ата, Казахстан, 1991, с. 57), в Конституции которого подчеркивается целостность, неделимость и неприкосновенность его территории.

Ведь до недавнего времени, при СССР  скрывались  факты о том, что  колониальная политика  Российского самодержавия, ее реакционное содержание  в огромной степени способствовало разорению  казахов и вынужденной откочевки в другие регионы и сопредельные государства (в Китай, Монголию, Иран, Афганистан и др.).

Козыбаев М.К.  пишет:  «В современных условиях нужна правда о процессе  развития межнациональных отношений в бывшем Советском Союзе, а также причинах,  породивших  трения в межнациональных  отношениях. Ранее эти проблемы  освещались  одномерно, несмотря на то, что в межнациональных отношениях в прошлом было все: противостояния, междоусобные войны, союзы племен и народов, присоединение, захват, колонизация и освоение новых земель!» (Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII- начале XX веков. Алма-Ата, Казахстан, 1991, с. 57).

Главной причиной снижения удельного веса коренного  населения и его соотношения  с другими этническими группами было  положительное сальдо миграции русского и украинского населения. Крестьянская колонизация Казахстана особенно  усилилась  в последнем десятилетии XIX вв.- начале XX в. в связи со столыпинской  аграрной реформой. Всего за 46 лет (1871-1917 гг.) в крае  осело  свыше 1,6 млн. чел.  (без вернувшихся обратно), подавляющее  большинство, которых прибыло в 1907-1913 гг. В результате  этого в конце XIX – начале  XX вв. ускорился процесс  формирования  многонационального состава населения  Казахстана.  (Бекмаханова  Н.Е. Многонациональное  население  Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма. М., 1986, С. 161.: Алексеенко Н.В. Население  дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1981, с. 70.: Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. М. 1957, с. 274-276.)

К началу  XX века в крае проживали  представители  около 60 национальностей, среди которых, кроме тюркоязычного населения (узбеки, уйгуры, киргизы, каракалпаки, татары, башкиры и т.д.) были немцы, поляки, мордва, дунгане, таджики, евреи и др.  (Алексеенко Н.В. Указ. Раб. С. 84).

В годы первой мировой войны значительно сократилось численность казахов, что объясняется  снижением уровня  естественного прироста и ростом смертности. Это были  последствия  поражения восстания в 1916 г., когда сотни тысяч казахов  погибли  от рук карателей и вынуждены  были бежать  за пределы  империи. Только из Семиреченской области в 1916 г. эмигрировало 150 тыс. казахов. Так были  заложены основы превращения казахов в меньшинство на своей  исконной территории.

По переписи 1926 г.  в современных границах Казахстана проживало  более 6198,4 тыс. чел., из них казахов 58,5%, русских – 20,6, украинцев – 13,9, узбеков – 2,1, татар – 1,3, уйгуров – 1,0, немцев – 0,8 % и т.д. Если сравнить с данными  Всероссийской  переписи 1897 г., то за эти 29-30 лет  население республики  выросло примерно в 1,5 раза, в том числе  русских – в 2,8 раза, представителей  других  национальностей  - в 4,3 раза, казахов – всего на 234,8 тыс. чел., т.е. на 7%. Удельный вес казахов  снизился на 23,2 пункта, русских  повысился  на 9,6 пункта, других – на 13,7 процентных пункта.

Общая численность мигрантов при 6268 тыс. постоянного населения, отмеченная на момент  переписи 1926 г. достигла  1601 тыс.  человек. Из них  половину составляли крестьяне-переселенцы и коренное население, сменившее место жительства до 1916 г. Всесоюзная перепись населения. 1926 г.  Т. 42. М.  1930. с. 41-43. Галиев А.Б. К истории миграции населения Казахстана // Вестник АН КазССР. 1979. № . с. 54-56.) Таким образом, в декабре 1926 г.  было отмечено  свыше 800 тыс.  неместных жителей, переехавших  в период  с 1916 по 1926 гг.

В 1926-1928 гг. в Казахстане произошел голод, вызванный политикой силовой  коллективизации в сочетании с оседанием кочевников и полукочевников, а также  искусственной  урбанизацией. Погибли сотни тысяч  русских, украинцев, уйгуров и т.д. национальностей, но основная часть  погибших приходилось на казахов. По имеющимся  подсчетам за 1928-1934 гг. погибло 1610 казахов, около 135 тыс.  человек погибло в 1935-1938 гг. в результате  социальных и политических репрессий. Всего среди казахов убыль составила 1745 тыс. человек. (Вопросы  истории. 1989. №  7. с. 53-71.: Заря. 1989. № 1 с. 12-13).

Стихийная миграция населения, продолжавшаяся до середины 20-х гг., постепенно  приобрела  организованный характер. Огромная безработица в центральных промышленных районах страны, доходившая до 1,3 млн. чел. , заставляло  десятки тысяч людей в поисках работы и хлеба уезжать в Казахстан на строительство Турксиба, Карагандинского угольного бассейна, Балхаша и др. Только  по организованному набору рабочей силы в Казахстан из других районов страны в 1931-1940 гг. прибыло  509 тыс .чел. Подавляющее большинство рабочих  и трудоустроившихся безработных  после  завершения  строительства промышленных предприятий и железных дорог, городов и рабочих поселков, оставалось до перехода на постоянную работу. (Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР. 1917-1930. М. 1973. с. 88: Санин М.Я. Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда. М. 1959. с.182.

В конце 30-х годов  началась депортация  ряда  этнических групп, часть которых  выселялось  в Казахстан. В октябре-ноябре 1937 г.  с Дальнего Востока в Казахстан были выселены 110 тыс. корейцев, из Азербайджана и Армении – свыше 2,4 тыс. семей иранцев, азербайджанцев, курдов и армян в Южно-Казахстанскую, Джамбульскую и Алма-атинскую области. Накануне войны были депортированы поляки из Западной Украины и Западной Белоруссии, а также граждане Прибалтийских республик.  (Ким Г. Корейцы  в братской семье народов Казахстана. Алма-Ата. 1988., с. 10.)

В годы  войны миграционный поток в Казахстан резко усилился. Кроме  536 тыс. чел. эвакуированного из западных регионов страны населения в Казахстан были депортированы целые народы, автономные  образования которых предварительно  ликвидировались.  Накануне  массовой депортации, по переписи 1939 в Казахстане проживало 54696 поляков, 3569 – латышей, 808 – литовцев и т.д. Такая же судьба  постигла  немецкое население  страны. В августе 1941 г.  в Казахстан  переселило  349713 человек, и общая численность  немцев  составила 441713. Перемещение оставшейся части немцев в Казахстан шло в 1944-1945 гг. Кроме того, на территории Казахстана  и др.  регионов страны  работали  немецкие  и японские военнопленные, общей численностью  2,5 млн. человек. В 50-х годах  завершилось  возвращение военнопленных  на родину. (Казахстанская правда. 1989. 18 июня. ЦГА РК ф. 698, оп. 14, Д. 244 ЛЛ. 50).

В феврале 1944 г. в Среднюю Азию и Казахстан насильственно были переселены  чеченцы и ингуши, в  марте – балкарцы,  в ноябре – турки-месхетинцы, а также крымские татары, карачаевцы и др. народы.

На освоении целинных и залежных земель в Казахстан в 1954-1962 гг. прибыло  около 2 млн. чел., в основном из  европейской части страны. По  межреспубликанскому организованному набору  рабочей силы для промышленности, строительства и транспорта в 1954-1965 гг.  прибыло  почти  0,5 млн. чел., что  составляло  почти 80% всего оргнабора республики. Большинство рабочих набиралось  на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Литве. Это еще более усилило  разрыв  между численностью  коренного населения, с одной стороны, и пришлого, с другой.  В 1959 г. удельный вес русских  достиг 42,7%, а казахов упал на 8 пунктов по сравнению с 1939 г. и  составил  всего 30%. Удельный вес других  этнических групп резко не изменился. Миграционный поток в Казахстан, хотя в несколько ослабленном темпе,  продолжался и позднее, но к началу 70-х гг. сформировалось  отрицательное сальдо.

Население республики  в 1959 г. составляло 9294741 человек, т.е. в 1,5 раза превышало  довоенную численность.

В короткой статье невозможно охватить все демографические процессы происходившие в Казахстане. Сегодня Республика Казахстан одна из  многонациональных республик СНГ.  Благополучие и стабильность в межнациональных отношениях зависит от миролюбивой политики нашего государства.

Использованная литература:

1.  Козыбаев М.К. Демографические исследования в Казахстане: итоги и перспективы» // Вестник НАН РК 1991 г, №11, с. 7.

2.  Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII- начале XX веков. Алма-Ата, Казахстан, 1991, с. 57.

3.  Бекмаханова  Н.Е. Многонациональное  население  Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма. М., 1986, С. 161.

4.  Алексеенко Н.В. Население  дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1981, с. 70.

5.  Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. М. 1957, с. 274-276.

6.  Алексеенко Н.В. Указ. Раб. С. 84.

7.  Всесоюзная перепись населения. 1926 г.  Т. 42. М.  1930. с. 41-43.

8.  Галиев А.Б. К истории миграции населения Казахстана // Вестник АН КазССР. 1979. № . с. 54-56.

9.  Вопросы  истории. 1989. №  7. с. 53-71.: Заря. 1989. № 1 с. 12-13.

10.  Рогачевская Л.С. Ликвидация безработицы в СССР. 1917-1930. М. 1973. с. 88:

11.  Санин М.Я. Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда. М. 1959. с. 182.

12.  Ким Г. Корейцы  в братской семье народов Казахстана. Алма-Ата. 1988., с. 10.

13.  Казахстанская правда. 1989. 18 июня. ЦГА РК ф. 698, оп. 14, Д. 244 ЛЛ. 50.


Ибраев С.И.

к.и.н., доцент  СКГУ им. М. Козыбаева