Поделиться:
В
начале XX в. основная масса населения края не умела читать и писать. Поэтому сразу же после революции стали
открываться школы и курсы для обучения взрослых. В
ноябре 1917 г.
Аулие-Атински» городской Совет рабочих и солдатских депутатов,
рассмотрев вопрос об организации школы грамотности, решил выделить на эти цели необходимые финансовые средства1.
В начале 1918 г.
школы для неграмотных открылись в Верном,
Семипалатинске, Акмолинске и других
местах, где имелись соответствующие материальные условия и культурные силы.
В1920 г. при местных отделах народного образования были созданы чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности, которые занимались организацией учета неграмотных, подготовкой педагогических кадров, организацией курсов и школ, изданием учебных пособий. Позже эту работу проводили местные отделения Всесоюзного общества «Долой неграмотность». Повсеместно проводились «однодневки», «трехдневки», «месячники», читались лекции, проводились беседы.
В преодолении тяжелого наследия прошлого наибольшую активность проявила молодежь. По ее инициативе в 1928 г. прошел «культурный поход», ставший впоследствии действенной формой борьбы с неграмотностью.
Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. В конце 20-х гг. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет — с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте.
Во второй половине 30-х гг. появились районы, колхозы и совхозы сплошной грамотности. В 1939 г. уровень грамотности населения Казахстана достиг 83,6%2. Полностью искоренить азбучную неграмотность помешала Великая Отечественная война.
После войны эта работа возобновилась и приняла широкий размах в 50-е годы в связи с прибытием из КНР десятков тысяч репатриантов-казахов. В1959 г. 12 тыс. учителей республики, используя опыт 20—30-х гг., участвовали в мероприятиях по ликбезу3. Окончательно ликвидация неграмотности завершилась к концу 60-х гг. В 1970 г. в составе населения Казахстана доля неграмотных составила всего 0,3% против 3,1% в 1959 г4.
После революции в Казахстане сложилась качественно новая,1 система народного образования, главные принципы которой были определены Положением ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Об единой трудовой школе» и постановлением Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школах национальных меньшинств». Огромную тягу к знаниям проявляли сами народные массы. С большой заинтересованностью они участвовали в сооружении школ, интернатов, обеспечении учащихся школьным оборудованием, учебно-письменными принадлежностями, в социально-бытовом обустройстве учительской интеллигенции.
Подвижность казахского кочевого населения требовала творческого подхода к организации школьного дела. Появились школы с общежитиями, заметно выросло число начальных школ. К началу первой пятилетки в республике функционировало 3747 начальных школ против 1953 в 1914/15 учебном г. В них обучалось более 90% всех школьников республики5.
Правда, материальные условия большинства школ оставалисьтяжелыми. Многие казахские дети не посещали школы. К концу восстановительного периода среди 233 тыс. учащихся насчитывалось только 70,8 тыс. детей казахов, или 30,4%. Охват детей школьного возраста коренного этноса начальным обучением составлял 18%6.
Новый этап школьного образования начался с 1930 г., когда был введен начальный всеобуч. Комсомол Казахстана установил шефство над всеобучем. Комсомольцы организовали ремонт школьных помещений, занимались обеспечением детей обувью, одеждой, горячими завтраками, проводили субботники и воскресники. Увеличилось издание учебников и методической литературы. В1930 г. для начальных школ было издано 12 названий учебников общим тиражом 555 тыс. экз., в 1932 г. — 22 названия тиражом 948 тыс. экз.7.
К концу второй пятилетки всеобщее начальное обучение в основном завершилось. В 1935 г. 91% детей школьного возраста был охвачен обучением против 42% в 1929 г. и 81% — в 1933 г. В 1937 г. уровень охвата детей начальным обучением достиг 96%8.
Однако отставало развитие среднего и неполного среднего образования. Накануне войны доля семилетних и средних школ не превышала 1/39, затянулось становление казахской средней школы. Лишь в 1935/36 уч. году первые одиннадцать детей казахов окончили среднюю казахскую школу.
Тоталитарный режим идеологизировал школу. Учебники, партийные, комсомольские и пионерские организации, учителя утверждали в сознании и поведении молодого поколения догмы сталинизма. Искажены были и функции школы. Во второй половине 30-х гг., например, вся работа по укреплению и развитию казахской школы подчинялась задаче по уничтожению разрыва «между потребностями техникумов и вузов в казахских контингентах и выпусками из средней казахской школы»10.
Трудности школьного образования крайне обострились с началом Великой Отечественной войны. Ослабла учебно-материальная база, часть учителей и старшеклассников ушла в армию или на производство. За период 1940/41—1945/46 уч. года численность учащихся сократилась на 30, учителей — на 14%".
Первоочередной задачей школьного образования в 50-х гт. было осуществление всеобщего семилетнего обучения, в 60-е гг. — восьмилетнего, а в 70-е гг. — общего среднего. Большое значение придавалось вовлечению девушек-казашек в школы. Продолжался поиск путей и форм соединения обучения с производительным трудом. В 1984 г. началась школьная реформа по переходу к обучению детей с шестилетнего возраста, созданию учебно-материальной базы для трудового обучения, включению в учебную программу новых предметов.
Вместе с тем в развитии школьного образования нарастали недостатки. Партийный диктат над школой нарастал. Идеологизация учебно-воспитательного процесса дополнилась погоней за валовыми показателями, формализацией учебного процесса, безразличием учащихся к учебе. Усилилась деэтнизация школьного образования. Если в 1948/49 уч. году 48% школ системы Министерства просвещения республики были казахскими, хотя дети коренного населения составляли 36% всех учащихся, то в 1955/56 уч. году 43% общеобразовательных школ функционировали на русском языке с охватом 66% учащихся, более 100 тыс. казахских детей посещали русские шкоЛы. За 20 лет (1950—1970 гг.) чисто казахских школ сократилось с3891 до2577, тогда как число русских школ с преподаванием на русском языке увеличилось на 1,5 тыс. В 1989/90 уч. году 49% общеобразовательных школ Министерства народного образования Казахстана, где училось 67% учащихся, вели обучение на русском языке, 32% школ — на казахском языке12.
Кризис школьного образования отражал деформации в экономике, политике и идеологии.
Дореволюционный Казахстан располагал мизерным количеством профессиональных учебных заведений — в семи техникумах и училищах обучались 352 человека. Они не составляли и 1% общей численности студентов России. Если в масштабе России на 10 тыс. человек населения приходились три учащихся средних специальных учебных заведений, то в Латвии и Литве — 5,6 в России и на Украине — 4, в Казахстане всего 0,513. Кадры высшей квалификации готовились за пределами края.
Первые преобразования после революции выявили острый недостаток кадров специалистов. Для решения проблемы на местах принимались конкретные меры. Постановлением Семиреченского областного Совета в марте 1918 г. в г. Верном было создано Семиреченс-кое сельскохозяйственное училище на 22 учащихся. 30 октября 1918 г. Семиреченский областной комиссариат просвещения известил об открытии 10 ноября 1918 г. мусульманской учительской семинарии в г. Верном в составе двух подготовительных и одного основного класса с предоставлением наиболее нуждающимся стипендии14. В1919—1920 гг. в Оренбурге и Семипалатинске открылись институты народного образования, 1-й ударный техникум высшего типа с трехгодичным курсом обучения. Однако очень скоро выяснилось, что молодежь не имеет достаточной подготовки для учебы в профессиональных учебных заведениях. В этой связи были организованы рабочие факультеты. Первый рабфак Казахстана открылся в 1921 г. в Оренбурге.
Отсутствие в необходимом количестве профессорско-преподавательских кадров, хозяйственная разруха, медленный подъем школьного образования задержали процесс организации высшей школы в Казахстане до конца 20-х гг. В годы первой пятилетки открылись КазПИ им. Абая, ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный, медицинский институты в Алма-Ате, пединститут в Уральске, геологоразведочный институт в Семипалатинске. В 1931 г. КазПИ им. Абая окончили первые 53 студента13.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане было уже 20 высших и 118 средних учебных заведений, в которых обучались более 40тыс. студентов. За пять лет (1936—1940 гг.) они выпустили 24,4 тыс. специалистов, в том числе 1,7 тыс. — для промышленности и строительства, 1,2 тыс. — для транспорта и связи, 4,9 тыс. — для сельского хозяйства, почти 9 тыс.—для просвещения и искусства, 4,7 тыс. — для здравоохранения16.
Вузы и техникумы Казахстана, несмотря на высокие темпы развития, не удовлетворяли потребности народного хозяйства в кадрах, поскольку многие из них находились на стадии становления, некоторые были просто карликовыми. В составе студентов и профессорско-преподавательских кадров медленно росла численность представителей коренного населения. В 1936 г. из 42 преподавателей КазГУ было лишь 8 казахов. В 1940 г. среди студентов Алма-Атинского ветеринарно-зоотехнического института удельный вес казахов составлял всего 12%17. Проблемы высшей школы усугублялись сталинскими репрессиями, унесшими жизни выдающихся ученых и педагогов А. Байтурсынова, С. Асфендиярова, X. Досмухамедова, Т. Журге-нева, У. Джандосова и др.
В годы войны сеть высшей школы расширилась: открылись Алма-Атинский институт иностранных языков, Чимкентский технологический институт, Казахский государственный женский пединститут, Казахская государственная консерватория им. Курмангазы, институт физической культуры. Чисто студентов в вузах Казахстана выроспо с 10,4 тыс. в 1941 г. до 15,1 тыс. в 1945 г.18.
Однако во всех отрасляхнародногохозяйства республики в первые послевоенные годы ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. В 50-е годы открылось 13 институтов: зооветеринарный и медицинский в Семипалатинске; медицинский, политехнический и педагогический в Караганде; педагогические институты в Гурьеве, Кустанае, Чимкенте и др.
В 60-е—80-е гг. открылось еще 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, т. е. почти столько же, сколько за весь предыдущий период. Увеличился и перечень специальностей, по которым готовились кадры. В 1986 г. в 55 вузах и 246 техникумах и училищах обучались 550 тыс. студентов и учащихся по более чем 200 специальностям|1). Масштабы перемен хорошо видны на сравнительно-сопоставительном фоне: всего за два года (1978—1979 гг.) вузы и техникумы выпустили столько специалистов, сколько в течение 50-х гг.
На протяжении всего послевоенного периода наиболее уязвимым участком в жизни высшей школы оставалась слабость учебно-материальной базы. Долгое время не хватало буквально всего: учебных помещений, общежитий, учебников, стипендиального фонда, парт, стульев, тумбочек, постельных принадлежностей. В учебных заведениях использовалось морально и физически устаревшее оборудование, приборы, механизмы, средства обучения.
Квалификационный состав профессорско-преподавательских кадров не соответствовал предъявляемым требованиям. В 1960 г. лишь 99 человек, или 2,2% штатных преподавателей вузов имели звание профессора или степень-доктора наук. Доцентов, кандидатов наук насчитывалось 921 человек — 20,3% всего профессорско-преподавательского состава вузов20. Ситуация менялась медленно. К 90-м г. более половины профессорско-преподавательского персонала вузов не имели ученых званий и степеней. Количество докторов наук, профессоров не превышало 2% общей численности вузовских педагогов. В шести высших учебных заведениях докторов наук вовсе не было21.
Изъяны в материально-техническом обеспечении и кадровом потенциале высшей школы отражались на качестве подготовки специалистов. Но наибольший ущерб делу нанесла идеологизированная политика партийно-государственных структур в отношении профессиональных учебных заведений. Гонения и репрессивные меры против ученых, вузовских работников, начатые еще в 20-е гг., продолжались до самой смерти Сталина. И в дальнейшем жизнь высшей школы строилась на принципах партийности и классовости. Поэтому контакты и связи университетов, институтов и техникумов с аналогичными учебными заведениями стран несоциалистического лагеря носили символический характер. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самостоятельного творческого мышления, на изучение новейших достижений науки, техники и технологий. При комплектовании кадрового и студенческого корпуса допускалось взяточничество, трайбализм и другие формы социальной несправедливости.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива
Поделиться: