Поделиться:
Еще в середине 60-х гг. партийно-государственное руководство страны
взяло курс на повышение денежных доходов населения. Это сыграло определенную
положительную роль в повышении жизненного уровня населения в сопоставлении с 40—50-ми гг. В первой половине 70-х гг. в производственных отраслях
народного хозяйства были установлены
новые ставки и оклады, минимум зарплаты доведен до 70 руб. в месяц. В
1977—1978 гг. были введены новые ставки и оклады для работников
непроизводственной сферы. Если в 1965
г. только 4% населения имели доход 100 руб. и вышев
месяц на члена семьи, то в 1977
г. почти 40%. В целом размер среднемесячной заработной
платы рабочих и служащих республики за 1971—1989 гг. увел и чился на 89% — со
123,7 до 233,7 руб., у рабочих промышленности— соответственно на 93,6% со 133,9 до 259,3 руб. Существенно
изменилась зарплата у работников совхозов — со 121 до 247 руб. Увеличилась
гарантированная заработная плата колхозников (100 и 210 руб.), оклады низкооплачиваемых слоев населения
подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Среднемесячная пенсия по возрасту
поднялась до 93,2 руб. в месяц вместо 51,1 руб15.
Такой рост заработной платы годами выдавался за постоянно растущий уровень жизни народа, но на самом деле это мало соответствовало действительности. Такие факторы, как повышение цен государством и предприятиями-монополистами, снижение качества товаров, рост дефицита, искусственно заниженный размер заработной платы, уравниловка в оплате вели к стагнации жизненного уровня населения. Доля заработной платы в произведенной чистой продукции в промышленности страны постоянно снижалась, составив в 1985 г. 36% против 58% в 1927 г.
На понижении реальных доходов населения сказывались и инфляционные процессы, долгое время скрывавшиеся государственными органами от народа.. С учетом годового темпа инфляции 4% (по оценке ученых) средняя реальная заработная плата за период 1970—1986 гг. снизилась на 20%. В 1985 г. рубль равнялся 54 коп. в сравнении с рублем середины 60-х гг. На ХХV съезде КПССруководство партии было вынуждено признать, что сам по себе рост денежных доходов еще не означает реального подъема уровня жизни16.
Несколько улучшилось в рассматриваемый период обеспечение населения за счет общественных фондов потребления. Значительная их часть шла на выплату пособий, пенсий и стипендий, получение бесплатного образования, на развитие здравоохранения, культурного и бытового обслуживания. В 1971 г. для колхозников установлен был такой же порядок начисления пенсий, как для рабочих и служащих В 1972—1974 гг. были увеличены размеры пенсий в среднем на 33% инвалидам войны и труда, в 1975 г.—введены дополнительные льготы инвалидам Отечественной войны. Были приняты меры по охране материнства и детства, улучшены материально-бытовые условия участников Отечественной войны, увеличены пособия инвалидам с детства. Однако указанные меры мало повлияли на повышение уровня жизни.
Увеличение номинального размера пенсий, пособий было невелико, а уровень, от которого шло увеличение,—низким. У значительной части населения, особенно пенсионеров, многодетных семей, доходы оставались низкими и не обеспечивали нередко даже прожиточного минимума. Существенное повышениецен в 70—80-е гг. как официальное, так и скрытое на многие товары массового спроса, бытовые и коммунальные услуги, многие виды транспорта заметно снизили реальные доходы населения.
Нарастал дефицит. Из продажи исчезали дешевые товары для детей, людей пожилого возраста, не хватало многих продовольственных продуктов. Ухудшилось качество продуктов питания, что одновременно означало их удорожание. Привычными стали многочасовые очереди, непременный атрибут советского строя.
В 70—80-е гг. большинство людей воспринимало советское общество как крайне несправедливое. Это было связано прежде всего с привилегиями партийно-государственной, военной, хозяйственной номенклатуры. Такие привилегии создавали специфическую форму социального неравенства и, по существу, означали формирование потребительских рынков с разной покупательной стоимостью рубля. Бюрократия строго соблюдала иерархический принцип в распределении привилегий. Их объем определялся должностным статусом.
Одной из самых острых проблем социальной сферы оставалась жилищная проблема. В рассматриваемый период произошли некоторые сдвиги в ее решении. Было построено 2208,7 тыс. квартир, около 13 млн. человек улучшили свои жилищные условия, получив новые, построив собственные квартиры или расширив свою жилплощадь17.
Однако в связи с ростом населения обеспеченность жильем была неполной. Капитальные вложения в строительство жилья сокращались, соответственно сокращалось число построенных квартир, не выполнялись планы жилищного строительства. Только в одиннадцатой пятилетке в республике не было введено почти 1,2 млн. кв. м. жилья, не выполнены планы по строительству школ, больниц, детских садов. В то же время в 70-х — начале 80-х гг. в столице республики и областных центрах строились дорогостоящие административные объекты.
Подчинение экономики республики центральным ведомствам, недооценка проблем социально-культурной сферы, действие остаточного принципа выделения ресурсов на ее развитие вели к тому, что по многим показателям, определяющим уровень жизни народа, Казахстан отставал от общесоюзных показателей. Декларируемое положение о выравнивании уровней развития союзных республик в 70—80-е гт. не произошло. Многие районы Казахстана, прежде всего расположенные в зоне действия Семипалатинского ядерного полигона, Приаралья, находились в бедственном положении. Десятки отдаленных сельских районов, населенных преимущественно коренным населением, не обеспечивались нормальной медицинской помощью, питьевой водой, овощами, фруктами, в них не хватало детских учреждений, библиотек и пр. Такое положение создавало объективную основу для резкого обострения противоречий между республикой и центром.
Рассматривая динамику уровня жизни населения республики в 70—80-е гг. в сравнении с послевоенным периодом, надо признать, что положение основной части населения улучшилось. В большинстве семей появились телевизоры, холодильники, стиральные машины, наборы мебели, другие товары длительного пользования. Почти исчезли бараки — характерный атрибут довоенной и послевоенной жизни, сократилось число живущих в коммунальных квартирах. Все больше людей стали совершать туристические поездки за границу и по стране, лечились в санаториях, отдыхали в домах отдыха по льготным путевкам.
Однако проблемы в социальной сфере нарастали быстрее, чем решались, остаточный принцип ее финансирования вел к отставанию в качестве медицинского обслуживания, дошкольного воспитания, образования. Особенно неблагополучным было положение в сельской местности. Строительство жилья, культурно-бытовых объектов, развитие сферы обслуживания все более отставало от нужд населения, вызывая его обоснованное недовольство. Усиливался дефицит продовольствия и качественных промышленных товаров, сократилась средняя продолжительность жизни. Массовым явлением стало безразличие к труду, хищения на производстве, падение трудовой дисциплины, пьянство, преступность, развивалась «теневая экономика». Все это свидетельствовало о наличии кризиса в социальной сфере и объективно вело к подрыву тоталитарного режима.
Разрушение командно-административной системы, становление рыночных отношений не привели к социальной справедливости, скорее наоборот. Она не только не возросла, но почти до основания разрушена. Произошло обострение социальных противоречий. Экономика была разрушена. Производство не растет, а снижается, а соответственно падает производительность труда и уровень потребления. Социальная справедливость переросла в проблему социальной защиты таких групп, как дети, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Исчезла уравниловка в оплате труда, но сама оплата далека от справедливости. Новые формы хозяйствования — подряд, аренда, кооперация, СП, частное предприятие, коммерческие банки, акционерные общества и прочее—создают для людей, занятых в этих формах, неоправданно высокие заработки. Большие нетрудовые состояния наживаются членами торгово-закупочных кооперативов. Развились в невиданных масштабах спекуляция и черный рынок. Социальная дифференциация еще более усилилась. Доходы большинства людей стали ниже потребительского минимума. Развитие инфляции, начавшаяся безработица лишают людей каких-либо надежд на будущее, негативно сказываются на материальном положении населения.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива
Поделиться: