Казахстан во внешней политике СССР. Движение «Невада — Семипалатинск».
27.07.2013 3303
Народ Казахстана своими решительными действиями первым остановил крупнейший в стране ядерный полигон и этим внес серь­езный вклад в процесс всеобщего ядерного разоружения.

Внешняя политика СССР в 70-е — начале 80-х годов была наполнена противоречиями. На партийных съездах оценка политики носила положительный характер, создавая видимость полного успех» страны на международной арене. В определении приоритетов внеш ней политики руководство страны исходило как и в годы сталинизм из антагонистического противопоставления двух мировых систем классовых принципов, полагая, что в мире происходит переход от капитализма к социализму, что соотношение сил неуклонно меняет­ся в пользу мировой системы социализма.и необходимо поддержи­вать все те силы, которые ориентируются на эту систему. Эта поддер­жка носила как моральный, так и материальный характер. Такая политика правящих кругов наносила ущерб стране и нарушала основ­ные международные законы о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Надо сказать, чтото же самое делалось и правительством США. США и ее союзники рассматривались как главная агрессивная сила, стоящая на пути революционных преобра­зований, происходящих в мире.

В начале 70-х гг. советское руководство сделало ставку на политику разрядки международной напряженности. Нормализовались отно­шения с США, исходя из общих интересов этих двух государств.

Событием большой важности стало Совещание по вопросам без­опасности и сотрудничества в Европе, состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки (Финляндия). Принятый на нем Заключительный акт явился своеобразным сводом новых принципов межгосударственных отношений, отвечающих требованиям политики мирного сосущест­вования. Во второй половине 70-х годов процесс разрядки замедлил­ся, а в начале 80-х СССР, США и другие страны втянулись в новый виток «холодной войны» и в беспрецедентную гонку-вооружений.

В декабре 1979 г. СССР ввел свои войска в Афганистан. Решение об этом было принято узким кругом советского руководства во главе с Брежневым без обсуждения в правительстве, Верховном Совете. Не были поставлены в известность руководители среднеазиатских рес­публик, граничащих с Афганистаном. Афганская авантюра подорва­ла доверие международной общественности к внешнеполитическому курсу СССР, спровоцировала новый виток напряженности. Совет­ский народ, воспитанный в беспрекословном подчинении партии и государству, в очередной раз поверил официальному объяснению необходимости ввода войск в Афганистан, хотя многие понимали, что это губительная авантюра. Но лишь отдельные лица открыто и решительно осудили ее. Среди них был академик А. Д. Сахаров.

Казахстан сполна ощущал на себе противоречивый характер внеш­ней политики СССР. В конце 60—70-е гг. расширились международ­ные, культурные, экономические и научные связи республики. В1977 г. число стран, с которыми поддерживались такие связи, достигло 96. Росла доля Казахстана во внешней торговле СССР. Продукция казах­станских предприятий поставлялась почти в 80 стран мира.

Однако экспорт товаров был представлен в основном энергоноси­телями и сырьем и лишь в небольшом объеме продукцией машиност­роения — экскаваторы, бульдозеры, волочильные станы, медицин­ская аппаратура, сельхозмашины и т. д. Республика же получала технологические линии, станки, дорожно-строительное оборудова­ние, дизель-электростанции, электровозы, мебель, одежду, обувь, медикаменты, электротовары, продукты питания и т. д. Экономичес­кие связи Казахстана с зарубежными странами были не прямыми, а через союзные ведомства, которые планировали экспорт и импорт и значительная доля средств от экспорта «оседала» в этих ведомствах. Республике не разрешалось даже частично тратить на свои нуждывалютные средства, которые причитались ей за экспортируемую продукцию в довольно большом количестве.

Казахстан оказывал научно-техническое содействие и медицин­скую помощь ряду государств Азии и Африки. Казахстанские специ­алисты работали на сооружении промышленных объектов в Индии, Ираке, МНР, НДРИ, Алжире, Турции, Нигерии, на Кубе, участвовали в строительстве ирригационных сооружений во Вьетнаме, Болгарии, Кубе. Казахская ССР являлась участником международных выставок и ярмарок. Заметным явлением в культурной и научной жизни Казахстана стали проведенные в 70-е годы в Алма-Ате международ­ные конференции и симпозиумы по линии СЭВ и ООН, в частности международная конференция Всемирной организации здравоохра­нения, V Конференция писателей стран Азии и Африки, III музы­кальная трибуна стран Азии, международные семинары по народно­му образованию, библиотечному делу, проблемам безопасности дви­жения и др.

Широкими были научные контакты казахстанских ученых с зару­бежными коллегами. Академия наук республики участвовала в ис­следовании 31 проблемы и темы с научными учреждениями стран СЭВа. Углубились культурные контакты. Признание за рубежом поручили творческие коллективы Казахского государственного ор­кестра народных инструментов им. Курмангазы, Казахского государ­ственного ансамбля классического танца, ансамбля «Отрар сазы», народные артисты СССР Е. Серкебаев, Б..Тулегенова, А. Днишев, а также Р. Рымбаева, Ж. Аубакирова, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбеко-ва и др. Свои произведения, исполнительское мастерство демонстри­ровали в странах Европы, Азии, Африки и Америки казахские писа­тели, художники, музыканты, мастера оперы и балета.

Расширение международных связей имело фасадную и оборотную сторону. Последнее вытекало из диктата центра и чрезмерной идео­логизации политики. Все связи, состав лиц, выезжающих за границу, жестко контролировался партийным и министерским аппаратом и КГБ. Гнет идеологического начальства не допускал каких-либо от­клонений от намеченных заранее программ и выступлений, которые призваны были пропагандировать только «успехи и расцвет» культу­ры и экономики Казахстана. Лица, выпускаемые за рубеж, тщательно просеивались, через фильтр «благонадежности». Руководителями различных делегаций и групп, включая туристические, были, как правило, номенклатурные работники партийных, советских или профсоюзных органов и министерств, имевших тесные связи с КГБ. Свободный выезд за границу был запрещен. Ограничены были кон­такты обществоведов с иностранными учеными, занимающимися поблемами советологии. Обсуждение каких-либо острых проблем, связанных с трагической историей казахского народа после Октября не рекомендовалось.

Для зарубежной, впрочем как и для советской, общественности неведомой оставалась поэзия Шакарима и М. Жумабаева, проза, публицистика и научные труды Ж. Аймаутова, М. Дулатова, С. Ас-фендиярова, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. При направлении за границу специалистов в аппаратах министерств проявлялись кор­рупция и взяточничество. Научные статьи и сообщения, направляемые за рубеж, подвергались предварительно жесткой цензуре.Средства массовой информации усиленно создавали «образ врага», мешавший нормальному восприятию реального мира.

Обострение «холодной войны», гонка вооружений тяжелым бременем ложились на экономику республик, включая Казахстан. Республика превратилась в гигантский ядерный полигон оборонного  комплекса страны. Помимо того, на ее территории к 1985 г. располагалось 43 крупных предприятия ВПК, охватывающих приоритетные сферы производства25. Они воздвигались союзными министерствамибез какого-либо согласия республики, нередко вопреки ее интересам. Развертывая производство, они как правило завозили сюда специа­листов и квалифицированных рабочих из других республик, нисколь­ко не заботясь о подготовке рабочих кадров из коренного населения, пренебрежительно относясь к его нуждам. Многие предприятия ВПК были экологически вредными, нанося ущерб здоровью населе­ния и природе.

Казахстан продолжал занимать видное место в обеспечении воен­но-стратегического паритета СССР и США, в частности в модерниза­ции ядерного потенциала страны. Действовали Семипалатинский ядерный, Уральский и другие полигоны для испытаний атомного и других видов оружия. В 80-е годы в общей сложности под полигонами, различными военными объектами было занято около 18 млн. га казахстанской земли. Только Семипалатинский ядерный полигон занимал 8372 кв. км26 При этом земля забиралась под эти объекты по решению центральных органов без какого-либо согласования и пред­варительного уведомления республиканских органов. Безмолвными и безропотными рабами системы оказались в этой ситуации высшие должностные лица республики. Ни один из них не возвышал свой голос против ядерных испытаний, которые нести бедствия и нужду народу.

Всего на Семипалатинском и других полигонах было произведено более 500 взрывов ядерных устройств. Десятилетиями замалчивалось воздействие этих взрывов на здоровье населения и окружающую среду. По данным ученых за годы испытаний на полигоне подверглось хроническому облучению ионизирующей радиацией не менее 500 тыс. жителей Семипалатинского региона27.

Подземные испытания ядерного оружия губительно влияли на состояние обводнительных сооружений в области, нарушали ток подземных вод, снизили дебит водозаборных скважин. Содержание йода, цезия, стронция в кормах и продуктах животноводства в рай­онах вблизи полигона в 30—100 раз выше, чем в отдаленных от полигона районах. Вплоть до 1990 г. министерства обороны и здраво­охранения скрывали подлинные данные о воздействии испытаний атомного оружия на здоровье людей. Отсутствовала и какая-либо компенсация людям, подвергшимся облучению. У многих из них, особенно тех, кто проживал на территории, прилегающей к полигону во время атмосферных испытаний в 1949—1963 гг., проявлялись раз­личные заболевания, особенно онкологического характера. Смер­тность населения от этих заболеваний только в Семипалатинской области за 1975—1985 гг. возросла в 7 раз, наблюдалось снижение деторождаемости, рост психических заболеваний и самоубийств28

Помимо Семипалатинского полигона в разные года на территории республики было произведено 38 ядерных взрывов различной мощ­ности в 27 местах. Наиболее активно в этих целях ипользовалась Атырауская область, где в общей сложности произошло 17 испыта­ний оружия массового уничтожения. Восемь ядерныхзарядов взорва­но на полигонах в Приуралье, остальные—в Актюбинской, Акмолин­ской, Южно-Казахстанской областях29. Полигоном для испытаний бактериологического оружия был остров Возрождения в Аральском море.

По существу Казахстан за 40 лет испытаний атомного оружия стал местом ядерной катастрофы. Ее масштабы, последствия до сих пор остаются неизвестными. Совершено было преступление против на­рода, все делалось втайне, скрытно. Для устранения радиоактивного заражения нужны огромные средства и многие десятилетия.

Изменения, начавшиеся с весны 1985 г. во внутриполитической жизни страны, сказались и на внешнеполитической деятельности советского государства. На место старых догм абсолютизации классо­вых ценностей и интересов, конфронтационного подхода, делившего мир на две антагонистические системы, пришло понимание того, что приоритет во внешней политике должен быть отдан общечеловечес­ким ценностям и характер развития мирового сообщества должен определиться не взаимной конфронтацией и борьбой, а мерой реали­зации общечеловеческого интереса. Суть последнего — в сохранении земной цивилизации, в совместном разрешении экологических, про­довольственных, межнациональных и иных проблем современности, в обуздании гонки вооружений.

Советское руководство предприняло конкретные шаги по выходу из тупика конфронтации между Востоком и Западом. В 1985 г. СССР в одностороннем порядке наложил мораторий на свои ядерные испы­тания. Год молчали полигоны, но в 1987 г. испытания возобновились. В конце 1988 г. Советский Союз принял решение о значительном одностороннем сокращении своих Вооруженных Сил. Эти акции подняли престиж советской внешней политики и развенчали пред­ставление об СССР как об «империи зла».

Одним из наиболее значительных достижений перестройки стало урегулирование афганского конфликта. Действия советских войск в Афганистане обходились стране ежегодно в 5 млрд. руб. Тысячи советских семей потеряли близких и родных в этой войне. Не обошла эта война и Казахстан. В ней участвовало 21979 человек из республи­ки. Из них около 780 погибло, 393 стали инвалидами, 22—пропали без вести30. В 1988 г. СССР начал вывод своих войск из Афганистана, завершив его в феврале 1989 г. Эта акция подняла престиж СССР в мировом сообществе, показала его готовность делами подкреплять свои миротворческие инициативы. Советская внешняя политика обретала динамизм, которого она была лишена в годы застоя. Улуч­шились советско-китайские отношения, что имело немаловажное значение для Казахстана, соседствующего с КНР.

Несмотря на смягчение международной обстановки СССР по-прежнему содержал крупную армию и гигантский военно-промыш­ленный комплекс. Провозглашенный руководством страны приори­тет общечеловеческих ценностей внутри страны не согласовывался скрупными затратами на военные расходы, с продолжающимися испы­таниями ядерного оружия и его наращиванием. По-прежнему греме­ли взрывы на Семипалатинском полигоне.

Изменения, происходившие в стране во внутриполитической жизни, вызвали рост народной инициативы и подъем национального самосознания в Казахстане. Одним из проявлений этого явилось формирование народного антиядерного движения. Демократичес­кая общественность Казахстана впервые в СССР выступила с требо­ванием — прекратить испытания и закрыть Семипалатинский поли­гон.

В феврале 1989 г. на митинге общественности республики было положено начало первому советскому движению «Невада—Семипа­латинск». Возглавил его известный общественный деятель, поэт О. Сулейменов. Движение получило мощную поддержку всего насе­ления Казахстана. Его отделения были созданы во многих городах и регионах страны. За короткое время оно стало одним из наиболее действенных общественных движений. Его поддержала и междуна­родная общественность, выступающая за ядерное разоружение. 6 августа 1989 г. на митинге Движения близ с. Караул Семипалатин­ской области было принято обращение к народам и президентам СССР и США о необходимости совместного моратория. В нем гово­рилось: «Наша степь содрогается от ядерных взрывов, и мы не можем больше молчать. Это 40 лет испытаний, которые вместили в себя тысячи и тысячи Хиросим. Страхом перед будущим отравлено наше сознание. Мы боимся пить воду, есть пищу, рожать детей. Мы органи­зовали Движение «Невада — Семипалатинск», чтобы бороться за прекращение испытаний ядерного оружия в Казахстане, отстоять наше исконное право на мир и безопасность в собственном доме».

Развернулась отчаянная борьба с ВПК за прекращение ядерных испытаний. После долгих лет молчания и унижения человеческого достоинства народ поднял голову и сказал — «Нет!» — ядерным взрывам. О ядерной опасности заговорили ученые в печати, парла­ментарии на сессиях, медики открыто обсуждали влияние радиации на здоровье людей и методы их лечения, а главное — впервые был услышан голос жертв ядерных испытаний, тех, кто потерял здоровье в результате облучения. Под мощным напором общественности, поддержанной Верховным Советом республики, союзное правитель­ство вынуждено было пойти на сокращение взрывов на Семипалатин­ском полигоне. В1989 г. из 18 запланированных взрывов на полигоне остановлено было 11. Впервые был установлен мораторий на взрывы не на основе правительственных соглашений на высшем уровне, а благодаря активным действиям общественности.

По инициативе Движения «Невада — Семипалатинск» в Алма-Ате в мае 1990 г. был проведен международный конгресс «Избиратели мира против ядерного оружия», с целью объединения усилий всех антиядерных движений мира за полное прекращение испытаний оружия во всех ядерных державах.

Решающее значение для прекращения испытаний атомного ору­жия в Казахстане имело обретение республикой независимости. В Декларации о государственном суверенитете Казахстана заявлялось о полном прекращении разработки, производства и испытания ядерного и других видов оружия массового уничтожения на территории республики. 28 августа 1991 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона. Таким обра­зом народ Казахстана своими решительными действиями первым остановил крупнейший в стране ядерный полигон и этим внес серь­езный вклад в процесс всеобщего ядерного разоружения. После остановки Семипалатинского полигона был объявлен мораторий на российском, американском, французском полигонах.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013