Рост рабочего класса, его роль и место в социальной структуре республики.
01.08.2013 3192
Отмечался рост культурно-технического уровня промышленных рабочих, совершенствовались их общеобразовательная и специаль­но-техническая подготовка, профессионально-квалификационный состав.

Количественный и качественный рост рядов рабочих Казахстана в 60-е гг. превратил их не только в самый крупный, но и наиболее многочисленный класс, который стал подавляющим в республике. В 1970 г. насчитывалось более 3,4 млн. рабочих, что было в 5 раз больше, чем в 1940 г.29. К 70-м гг. в Казахстане был наибольший по СССР удельный вес рабочих и наименьший—колхозников. Эти изменения в социальной структуре населения как бы свидетельствовали об усилении тенденции общества к социальной однородности. Хотя в действительности существенные различия не только между классами и социальными группами, но и внутри самого рабочего класса были значительны.

Вплоть до середины 60-х гг. рост численности рабочих опережал увеличение населения республики примерно в 1,5 раза, неизменно повышая их удельный вес. Резкое увеличение численности рабочих было связано не только с расширением формирования их кадров, но и за счет ввода в строй новых предприятий, в особенности вновь создававшихся отраслей промышленности, широкого совхозного стро­ительства, развернувшегося в связи с освоением целинных и залеж­ных земель. С середины 60-х гг. при неуклонном росте абсолютной численности рабочих их удельный вес в составе промышленно-произ-водственного персонала несколько снизился, что было связано сбыстрым увеличением численности инженерно-технических работ­ников30.

Ядром рабочего класса, как известно, являются промышленные рабочие, которые в 1970 г. составляли более 1/4 всего его состава.

Численность промышленных рабочих в 1960—1970 гг. выросла на 39,6% (с 530 тыс. до 877 тыс.). Вследствие преимущественного разви­тия тяжелой индустрии ведущее место в рядах промышленных рабо­чих занимали труженики машиностроения и металлообработки, про­мышленности стройматериалов, топливной. Крупным отрядом являлись также рабочие легкой промышленности11.

Быстро рос промышленно-производственный персонал в Павло­дарской, Мангышлакской и Кустанайской областях, но наиболее многочисленным оставались рабочие традиционных промышленных центров—Караганды, Алма-Аты, Южного и Восточного Казахстана.

Усилилась концентрация рабочего класса на крупных предпри­ятиях. Так, удельный вес рабочих, занятых на предприятиях с числен­ностью более 1 тыс. чел., поднялся с 42,4% в 1960 г. до 56,1% в 1973 г. В1973 г. 28,2% рабочих сосредоточивались на предприятиях, где было занято более 3 тыс. чел., а 10,6% рабочих—на предприятиях, числен­ность персонала которых превышала 10 тыс. чел.32. Индустриальными гигантами являлись Соколовско-Сарбайский ГОК, Карагандинский металлургический и Ачисайский полиметаллический комбинаты и др.

В1970 г. по привлечению женщин к общественному производству Казахстан занимал 8 место по Союзу. Последующий период характе­рен значительным расширением привлечения женщин в промыш­ленность, их удельный вес поднялся с 37,5% в 1957 г. до 44,4% в 1973 г.33.

В традиционных сферах женского труда — в легкой и пищевой промышленности — женщины представляли преобладающую часть рабочих коллективов. Однако в республике сохранялось большое число трудоспособных женщин, не занятых в производстве. Основ­ными причинами этого являлись недостаточное строительство сети детских садов, слабое развитие промышленности и сферы бытовых услуг или односторонняя отраслевая структура ряда городов, незна­чительное использование неполного рабочего дня и надомничества для многодетных матерей.

Изменения коснулись и национального состава рабочего класса, но в промышленности коренное население было представлено очень слабо. Так, удельный вес казахов среди рабочих в 1957—1973 гг. даже сократился с 17,4% до 11,7%. В начале 70-х гг. казахи преобладали только в нефтедобывающей и газовой промышленности (они состав­ляли соответственно 69,5 и 53,6%). Относительно крупные отряды национальных кадров трудились в нефтедобыче (36,7%), полиграфии (27,8%), пищевой промышленности (20,3%), лесоэксплуатации (28,2%). Удельный вес рабочих казахов оставался низким в энергети­ческом машиностроении (в 1973 г. — 2,2%), приборостроении (4,7%}, электротехнической промышленности (6,6%), текстильной (13,6%), швейной промышленности (15,7%).

Основные причины слабого участия казахов в индустриальных отраслях труда кроются в последствиях трагических событий (войн,джутов, голода 30-х), вызвавших резкое сокращение их численности, а также в результатах непродуманной миграционной политики, когда крупный миграционный поток из других республик в 50—60-е гг. привел к сокращению удельного веса казахов в этнодемографичес-кой структуре своей республики.

Центральные ведомства не заботились о подготовке квалифици­рованных работников из коренного населения, а предпочитали при­возную рабочую силу, что было экономически невыгодно и впослед­ствии приводило к перекосам в межнациональных отношениях. Кро­ме того, на предприятиях и в профтехучилищах не уделялось серьез­ного внимания приему казахской молодежи, ее обучению престиж­ным профессиям на родном языке, дальнейшему закреплению на производстве.

Отмечался рост культурно-технического уровня промышленных рабочих, совершенствовались их общеобразовательная и специаль­но-техническая подготовка, профессионально-квалификационный состав. В 1959—1970 гг. удельный вес рабочих с высшим и средним образованием (полным и неполным) вырос в 1,5 раза — с 37,2% до 55,5%, адоля рабочих с начальным образованием сократилась с 38,4% до 31,5%34. Высокую образовательную подготовку имели рабочие полиграфии, нефтедобычи, металлургии и металлообработки. Уро­вень образования оставался низким у работников угольной, пище­вой, кожевенно-обувной, меховой промышленности и лесоэксплуа­тации.

Размеры переподготовки рабочих кадров в системе повышения квалификации достигли в исследуемый период такого уровня, что практически каждому рабочему, занятому квалифицированным тру­дом, в среднем раз в пятилетие или даже чаше предоставлялась возможность улучшить свои профессиональные навыки и знания. Это позволяло повысить удельный вес высококвалифицированных и квалифицированных рабочих в целом по промышленности респуб­лики до 77,1% в 1972 г35.

Закономерным следствием научно-технического прогресса явля­ются появление и быстрый рост новых, перспективных и исчезнове­ние старых профессий. Широкое распространение получили такие современные специальности, как электромонтер, электрослесарь, операторы и др., занятые наладкой, настройкой и ремонтом станков, автоматики и приборов. Вместе с тем, несмотря на сокращение темпов количественного роста рабочих, занятые тяжелым физичес­ким, малоквалифицированным трудом, эта категория работников продолжала оставаться многочисленной, при этом значительную массу по-прежнему составляли рабочие, выполнявшие подсобные и вспомогательные работы вручную, что свидетельствует о значитель­ной внутренней социальной неоднородности рабочего класса.

Послевоенные годы ознаменовались ростом социальной актив­ности рабочего класса, что обусловливалось трудовым энтузиазмом после победы в Великой Отечественной войне, «хрущевской отте­пелью», хозяйственной реформой и т. д. Рабочие совершенствовали прежние формы соревнования; предлагали новые. Широкое распрос­транение получило движение новаторов производства, тесно связан­ное с техническими новшествами, улучшением методов и условийтруда. Традиционными были соревнования в честь партийных съез­дов, а также юбилейные вахты. Рабочие коллективы брали обяза­тельства выпускать продукцию отличного качества, боролись за звание «Предприятие высокой культуры» и т. д. Однако его возмож­ности использовались неполностью. Причины негативных явлений в организации и руководстве соревнованием коренились не только в действиях отдельных руководителей, а исходили из системы адми­нистративно-командных отношений, когда многие прогрессивные начинания тех лет осуществлялись с помощью старого полити­ческого и экономического механизма и не опирались на широкое развитие демократии.

Талантливые рабочие в содружестве с учеными, инженерами, конструкторами способствовали научно-техническому прогрессу. Внедрение открытий и изобретений приносило большой экономи­ческий эффект: в 1959—1970 гг. он составил 812,8 млн. руб., по этому показателю Казахстан занимал 3-е место в стране. Среди новаторов производства заметное место принадлежало промышленным рабо­чим, которые в 1965 г. составили 44,5% от общей численности членов казахстанского отделения ВОИР и почти 60% от числа его членов, занятых в промышленности. Удельный вес промышленных рабочих в составе всех рабочих республики — членов ВОИР в 1967 г. достигал 72,6%37.

Превращение рабочего класса Казахстана в самую крупную соци­альную группу, качественные сдвиги в составе рабочих кадров явля­лись важными предпосылками их широкого участия во всех звеньях советской политической системы тех лет — Компартии, Советах, массовых общественных организациях. Удельный вес рабочих в составе Компартии Казахстана в 1960—1970 гг. поднялся с 30 до 43%38. Рабочие стали наиболее представительным классом в составе Советов всех уровней. Так, их удельный вес среди депутатов Верхов­ного Совета республики составлял в 1967 г. до 40,1%. В местных Советах в 1971 г. депутаты-рабочие составляли большинство—55,2% (против 29,8% в 1961 г.)39.

Рабочие активно вовлекались в деятельность профсоюзов и пре­жде всего в управление производством, осуществляемое через ПДПС, рабочие конференции и собрания, органы народного кон­троля. В 1960—1970 гт. количество общезаводских и цеховых ПДПС в республике выросло с 5327 до 9116. Заметную роль в работе этих совещаний играли рабочие40.

Однако количественные показатели социальной активности рабочего класса, его широко распространенный образ активного творца истории и гегемона строительства нового общества шли вразрез с действительностью. На самом деле рабочий класс не играл той авангардной роли в общественно-политической жизни страны, какую ему приписывала официальная идеология. Он был своеобраз­ным инструментом в проведении определенного внутриполитичес­кого курса. Социальная активность рабочих регламентировалась и направлялась партийно-бюрократической номенклатурой, сконцен­трировавшей в своих руках всю государственную власть в республи­ках и Союзе. В конце 60-х — начале 70-х гт. началось усиление командно-бюрократической системы, огосударствление всех сторон  общественной жизни. Диктатура, проводившаяся партийно-государ­ственной верхушкой от лица пролетариата, породила почти полное отчуждение человека труда от собственности и власти, привела к произволу и беззаконию. Ярким свидетельством этому явились тра­гические события в г. Темиртау в 1959 г. В результате грубого подавления беспорядков, которые были вызваны невыносимыми производственными и, в особенности, социально-бытовыми услови­ями труда строителей Карагандинского металлургического завода, имелись человеческие жертвы. Темиртауские события были, безус­ловно, исключительным явлением в общественно-политической жизни республики, тем не менее, они показали, что с конца 50-х гг. стала накапливаться психологическая усталость людей, их неудов­летворенность существующим положением.

Происходившее в последующие годы свертывание хозяйственной реформы, демократических процессов, замедление темпов экономи­ческого роста, снижение социальной активности масс свидетельство­вали о развитии негативных явлений, которые привели страну к кризису в конце 80-х — начале 90-х гг.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013