Тернистый путь Сакена
14.10.2016 3188
15 октября исполняется 122 года со дня рождения выдающегося казахского писателя, поэта и общественного деятеля Сакена Сейфуллина

Сакен Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в Жана-аркинском районе Карагандинской области. Его настоящее имя — Садвакас. Однако дома назвали его ласково Сакен.

Он родился в небогатой семье. Как вспоминал Сакен, его отец был домбристом, любил охоту, а мать Жамал была искусной рассказчицей, знатоком устного народного творчества. 

Обучение грамоте Сакен начал у аульного муллы. В 11 лет он начал учиться русской грамоте в школе Нильдинского (Успенского) рудника. 


В 1908 -1913 годах Сакен учился в Акмолинске сначала в приходской школе, а затем в двухклассном училище. 

В 1913-1916 гг. Сакен Сейфуллин учился в Омской учительской семинарии, которую нередко называли Сибирским университетом. Омская учительская семинария была центром бурных политических событий. Это оказало влияние на будущего поэта, и он стал одним из активных членов студенческой организации казахской революционной молодежи «Бірлік» («Единство»). 

В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов молодого поэта «Минувшие дни», в котором он задумывается над судьбой казахского народа, горько сетует на тяжелую жизнь бедняков и одряхлевшие патриархальные обычаи. 

В 1916 году окончив Омскую учительскую семинарию, Сакен работал школьным учителем в ауле Жинишке. 

В марте 1917 года молодой поэт, полный революционных взглядов, переехав в Акмолинск, возглавил молодежную организацию «Жас казах», выпускал революционно-демократическую газету «Тіршілік (Жизнь)», был избиран членом президиума Совета рабочих и крестьянских депутатов и комиссаром просвещения. 

В мае 1918 года в результате мятежа советская власть в Акмолинске была свергнута и руководители Совета, включая и С. Сейфуллина, были захвачены в плен. Поздней осенью 1918 года в сорокаградусные морозы они были этапом доставлены в Петропавловск, откуда их в «вагонах смерти» в течение 47 суток везли в Омский концентрационный лагерь. Плен, тяжелейшие лишения и муки в тюрьмах Акмолинска и Петропавловска, пытки белогвардейцев писатель описал в «Тернистом пути». 


«…Наш поезд с грохотом шел на восток, в глубину Сибири. Глубокий снег покрыл все кругом. Буран не утихал. Березы, наполовину занесенные снегом, шумя и волнуясь от ветра, сгибали верхушки, как будто посылали свое последнее «прощай» ехавшим навстречу смерти. Дверь вагона теперь все время была плотно закрыта. Хлеб выдавали нам в два-три дня один раз, по четверти фунта в сутки на человека. Даже воды давали недостаточно. Дрова или каменный уголь приходилось брать в паровозах, стоявших на пути. Машинисты, к нашему счастью, не жалели топлива. Мы набирали его побольше и сидели все время у горячей печки. Золу рассыпали на пол. Голодные, мы сильнее жались к печке, словно питаясь ее теплом. От жары пересыхало во рту, и мучила сильная жажда. Во время остановки поезда, стуча в дверь, мы просили воды, но конвоиры были глухи к нашим просьбам. Глаза впали, к высохшим костям, как натянутый ремень, прилипла кожа. Лицо и руки давно забыли о воде. Утром, когда нас выводили освежиться, мы второпях терли руки и лицо холодным снегом. Лица, почерневшие от каменноугольной пыли, после растирания становились пестрыми. Спали на полу, около печки, доски от нар были почти все сожжены, остались те из них, на которых лежали больные. С каждым днем росло число больных — в обоих вагонах», — будет позже писать Сейфуллин. Сакен Сейфуллин остался жив благодаря побегу в марте 1919 года. 

В 1920 году, когда была создана Казахская Автономная Республика, Сейфуллин был избран членом Президиума ЦИКа Казахстана. 

В 1922 году его назначили заместителем народного комиссара просвещения республики, а на III съезде Советов — Председателем Совета Народных Комиссаров Казахстана. Сакен утверждал, что Казахстан не будет процветать до тех пор, пока казахский язык не будет внедрен в государственные учреждения. Не подняв статус языка, нельзя поднять статус народа. 

9 июня 1923 года он опубликовал статью «Кеңсе істерін қазақ тілінде жүргізу керек» («Канцелярские дела надо вести на казахском языке»). В своих статьях он защищал интересы языка. Для этого он использовал газету «Еңбекші қазақ», которой он руководил. 

22 ноября 1923 года ЦИКом был принят декрет, согласно которому с июля 1924 года канцелярские дела должны были исполняться на казахском языке. В этом явно прослеживется заслуга Сакена. 

В декабре 1926 года Сакен женился, его женой стала Гульбахрам Батырбекова. В Кызылорде сыграли свадьбу. С того дня Гульбарам стала не только любимой женой, но и другом, помощницей Сакена. У них было двое детей: дочь Лаура и сын Аян. К сожалению, дети скончались в раннем возрасте. 


В 1927-1937 гг. Сейфуллин был ректором нескольких университетов, занимал должность главного редактора газеты «Енбекши казах» и журнала «Литературный фронт», создавал Союз писателей Казахстана, занимался научной и переводческой работой и так далее. А самое главное все это время он не переставал писать. Он издал сборники стихов «На волнах жизни» (1928), «Кокшетау» (1929), опубликовал ряд поэм «Альбатрос» (1933), «Кзыл-ат» («Красный конь», 1934), написал много рассказов. В марте 1931 года писатель завершил работу над первой книгой по истории казахского народного фольклора. И его потянуло к еще неиспробованным жанрам. Он взялся за написание сатирического романа «Наш быт», параллельно писал поэмы «Кзыл-ат» и «Альбатрос». 

12 июля 1936 года — знаменательный день в биографии писателя. Казахстан отмечал 20-летний юбилей литературной деятельности народного писателя Сакена Сейфуллина. Юбиляр едва успевал получать и читать поздравительные телеграммы. 


Постановление КазЦИК буквально ошеломило писателя: 

«Постановление Центрального Исполнительного Комитета Казахстана

В связи с 20-летием творческой деятельности Сакена Сейфуллина на литературном фронте: 

1. Присвоить имя Сакена Сейфуллина Семипалатинскому учительскому институту, казахской средней школе, станции Алма-Ата, улице Училищная в Акмолинске, улице Набережная в Кокчетаве; 

2. Присвоить имя Сакена Сейфуллина разъезду № 11, откуда начинается Джезказганская ветвь Караганда-Балхашской железной дороги; 

3. Выделить легковой автомобиль в личное пользование Сейфуллина». 

В 1936 году его как видного общественного деятеля пригласили в Москву на празднование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же году он первым из казахских писателей был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. 


Наступил 1937 год. Сакена Сейфуллина арестовали в Алма-Ате, супруга Гульбахрам с сыном Аяном вынуждена была под конвоем вернуться в Акмолинск. Ребенок не смог выдержать этот путь. 

Сакен Сейфуллин был расстрелян как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут. Так, в один миг, оборвалась жизнь казахского писателя и поэта, новатора, просветителя, общественного деятеля. Советская власть, которую он воспевал и в идеалы которой искренне верил, уничтожила его. 


Имя Сакена Сейфуллина тесно связано с Акмолинском, где он учился, вел активную общественно-политическую жизнь, был арестован, участвовал в установлении советской власти, создал семью. Поэтому в Астане работает музей С. Сейфуллина, одна из центральных улиц города носит его имя, на одноименной улице установлен памятник Сакену Сейфуллину.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ