Коллективизация в Казахстане: исторические аспекты
24.09.2013 3045
Трагедия коллективизации навечно останется в исторической памяти казахского народа, требует обстоятельного, всестороннего исследования, ставит новые задачи перед отечественной исторической наукой.

Актуальной проблемой отечественной исторической науки, требующей создания объективных научных исследований, анализа архивных материалов, всестороннего изучения демографических, культурных последствий является трагедия коллективизации. Возможность всестороннего изучения данной проблемы отечественные исследователи получили лишь в годы независимости. В 1988 году прошла научная конференция «Коллективизация в республиках Средней Азии и Казахстане: опыт и проблемы». Именно с этого периода начинает формироваться новое видение проблем коллективизации в Казахстане, свободное от идеологических штампов и ограничений.

В период двадцатых годов советское государство проводит комплексные социально-экономические преобразования, придавая особое значение индустриализации страны. На ноябрьском (1929 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) происходит «законодательное» утверждение высоких темпов коллективизации, что дало начало безумной гонке за «темпом», за сплошную коллективизацию в кратчайшие сроки. Уничтожение казахского аула стало основой сталинского эксперимента, развернутого в рамках известной марксистской теории «возможного перехода отсталых народов от феодализма сразу к социализму, минуя капитализм». Главное чего здесь добилась власть – это уничтожение традиционных форм хозяйствования и подавление потенциального протеста, который мог быть многократно выше в экономически сильном ауле. Известный демограф М.Татимов подчеркивал: «Жестокая кампания по сплошной коллективизации шла поспешно, без предварительной какой-либо подготовки. Трехтысячелетняя практика кочевого животноводства должна была «досрочно прекратиться» всего за три года (1931–1933 гг.)». [Татимов М., Татимова М. Трагедия Великой степи // Мысль. -2009. -№6. -С.55-60.].

Ситуация усугублялась заготовительной кампанией, политикой выкачивания продовольственных ресурсов ради выполнения обязательных хлебо- и мясозаготовок по нарядам Центра, которые проводились даже в тяжелейший период массового голода – зимой 1932 года. «В голодоморе 30-х годов, ХХ века погибло 2 млн. 300 тысяч казахов и 200 тысяч представителей других национальностей». [Тəтімов М. Қазақ əлемі. Алматы, 1993]. Известный ученый М.Б. Олкотт подчеркивает: «В Казахстане редким исключением являются семьи, старшие представители которых не погибли в процессе коллективизации или репрессий. Бесчисленное количество семей вымерло полностью, не оставив никого, кто мог бы восстановить их имена сегодня». [Олкотт М.Б. Советское наследие Казахстана. www. asiakz.com/rus/ article. 103.].

Трагедия коллективизации навечно останется в исторической памяти казахского народа, требует обстоятельного, всестороннего исследования, ставит новые задачи перед отечественной исторической наукой.

С.А. Багдатова,

старший научный сотрудник Института истории государства,

кандидат исторических наук (Республика Казахстан)


Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК.