Индустриальное развитие Казахстана в 1921-1940 гг.
01.08.2013 16222
Восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалисти­ческой индустриализации.

Восстановление промышленности и транспорта. Отсталая коло­ниальная экономика Казахстана, перенесшая разорительные пос­ледствия первой мировой и гражданской войн, оказалась еще в более тяжелом положении, чем промышленно развитые регионы страны. От военных действий особенно пострадали промышленность и тран­спорт. Валовая продукция крупной промышленности в 1920 г. по сравнению с 1913 г. сократилась вдвое, а производство средств произ­водства — в 4,5, добыча нефти — в 4 раза, прекратилась добыча медной и полиметаллических руд, выплавка меди, многие рудники и уголь­ные шахты были затоплены или бездействовали из-за разрушения электрических станций, негодности оборудования и т. д. В катастро­фическом состоянии находился транспорт, в особенности железно­дорожный: более половины паровозов и около 90% вагонов требова­ли капитального ремонта, разрушены сотни мостов, больше всех пострадало путевое хозяйство, не хватало рельсов и шпал для замены пришедших в негодность и т. д.

Восстановительные работы в промышленности и на транспорте Казахстана, начавшиеся в условиях перехода страны к нэпу, сильно затруднялись не только последствиями хозяйственной разрухи в целом, но и джутом 1920—1921 гг., когда погибло много скота, а также неурожаем 1921 г., приведшим к голоду в республике.

В1920—1921 гг. восстанавливались лишь отдельные предприятия, а в целом этот процесс успешно развернулся только во второй половине 1922 г. Переломным в восстановлении народного хозяйства республики стал 1923 г. В первую очередь восстанавливались пред­приятия по переработке сельскохозяйственного сырья, чему способ­ствовал неплохой урожай 1922 г. Заработали крупные мельницы в Кустанайской, Уральской и Семипалатинской губерниях, Павлодаре и т. д., что привело к быстрому восстановлению мукомольной про­мышленности. В Северном Казахстане восстановились маслодель­ные заводы, было вновь построено 20 маслозаводов. Определенные успехи имелось и в работе других отраслей пищевой промышленнос­ти, так, например, в августе 1923 г. восстановлены Илецкий и Коря-ковский соляные промыслы, не требовавшие крупных капиталовло­жений.

Налаживалась, хотя и медленно работа хлопкоочистительных заводов на юге республики, кожевенных, шерстомоек и других пред­приятий легкой промышленности. Восстановленные пимокатный, овчинный, кожевенный и чугунолитейный заводы в Петропавловске в 1923 г. были соединены в единое предприятие — промкомбинат. Вновь начали работать кожевенные заводы в Алма-Ате, Чимкенте и Талгаре.

Некоторые шаги были сделаны в восстановлении предприятий тяжелой промышленности. Бол ее быстро возродиласьнефтяная про­мышленность: промыслы Эмбы и Доссора уже в 1925 г. превысили уровень 1913 г. Успешно шла техническая реконструкция производ­ства, для добычи применялись глубокие насосы, развертывались электрификация промыслов, обновлялось оборудование, применя­лись геофизические методы разведки. Успешно работала и полигра­фическая промышленность, быстро достигая довоенного уровня, благодаря чему резко расширилось издание газет на казахском и русском языках.

Рабочие Риддера упорно боролись за восстановление шахт, рудни­ков, обогатительной фабрики, электростанции, железной дороги и других объектов, но из-за недостаточности оборудования и денежных средств эти предприятия были переведены на положение техничес­кой охраны и только в 1925 г. возобновились работы по восстановле­нию предприятий Риддера. Бездействовали Карагандинские и Эки-бастузские копи, Спасский завод, Успенский рудник и другие горно­добывающие и горнозаводские предприятия. Лишь в конце 1925 г. начались работы по восстановлению Карсакпайского медеплави-тельного завода и его узкоколейной железной дороги Байконур — Карсакпай — Джезказган.

Особое внимание уделялось транспорту, без налаживания успеш­ной работы которого нельзя было осуществить главную задачу нэпа —восстановление экономических связей между городом и деревней, между промышленными предприятиями и сельским хозяйством.

Основной железнодорожной артерии республики — Оренбург-Ташкентской магистрали выделялось значительное число паровозов и вагонов, топливо, различные материалы по развертке НКПС, направлялись высококвалифицированные железнодорожные ко­мандиры транспортного хозяйства и т. д. Строились и новые, особен­но «хлебные линии», как продолжение сооружения Семиреченской ж. д. до ст. Луговая и далее до ст. Пишпек, дорога Петропавловск — Кокчетав, а также линия Славгород — Кулунда —Павлодар Южно-Сибирской магистрали и т. д. Первые две линии служили для вывоза хлеба из Семиречья и Северного Казахстана в голодающие регионы страны, а последняя — для вывоза соли из Коряковских промыслов.

Но в Казахстане из-за его экономической отсталости, унаследо­ванной от колониального периода, нехватки оборудования, денеж­ных средств и квалифицированных кадров, а также других местных трудностей, восстановление промышленности и транспорта происходило более низкими темпами, чем в целом по стране и продолжалось вплоть до 1927 г. включительно. В цветной металлургии работало более 60% всех ее предприятий.

Таким образом, восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к социалисти­ческой индустриализации. К этому времени значительно окреп и начал развиваться социалистический сектор в промышленности и на транспорте, возникший после Октября 1917 г. на базе национализи­рованных частных предприятий, его удельный вес во всей промыш­ленности Казахстана достигал 64, а в крупной — 97,2%. Вее железно­дорожные линии, а также водные артерии с их подвижным составом, пристанями и т. д. также находились в государственной собственнос­ти. В условиях нэпа, допускавшего развитие частного сектора и свободу торговли, в Казахстане другие экономические уклады не получили особого развития.

В условиях нэпа совершенствовалось управление промышлен­ностью, республиканское промбюро ВСНХ было преобразовано в ЦСНХ республики, а предприятия по подчиненности разделены на союзные, российские, смешанно-федеративные, республиканские и губернские (местные). На базе наиболее крупных предприятий созда­вались объединения в основном на началах хозрасчета, получавшие название советских трестов. Предприятиями союзного и российского значения стали Урало-Эмбинский нефтяной трест, трест «Алтайполиметалл», Атбасарский трест цветных металлов, трест «Золото-руда» (группа золотых приисков Кустанайского района). Предпри­ятиями Экибастуза и Риддера управлял ЦСНХ Казахстана на основе мандата ВСНХ РСФСР. В непосредственном управлении ЦСНХ рес­публики находились: Илецсольтрест, Павлодарсольтрсст, тресты Южно-Уралзолото, «Акжалзолото», Оренбургский и Петропавлов­ский кожмехтресты, Казрыбтрест. С каждым годом усиливалось уп­равление центром более или менее крупными предприятиями Казах­стана, в особенности добывающих отраслей промышленности (не­фтяной, цветной металлургии и др.), продукция которых вывозилась в индустриально развитые регионы Союза ССР. Все более отчетливо проявлялась сырьевая направленность экономики Казахстана.

Осуществление социалистической индустриализации страны, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость республики, в условияхкоторой казахскому народу предстояло, позамыслам Коммунис­тической партии и Советского правительства, совершить стреми­тельный переход от феодализма к социализму, минуя капиталисти­ческую стадию развития. Восстановление народного хозяйства, в особенности промышленности, затянулось. К началу 1926 г. промыш­ленность республики достигла лишь 61, а сельское хозяйство—82,9% уровня 1913 г.

К началу индустриализации богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых в республике только начали изучаться, поэтому новое промышленное и железнодорожное стро­ительство проводилось во многих случаях без должной подготовки. Так, легендарный Турксиб строился по дореволюционным изысканиям и уже в процессе строительных работ разгорелся спор между сторонниками Курдайского и Чокпарского вариантов на южной части магистрали, а на северной части—Балхашского и Лепсинского. На выбор оптимального варианта в каждом из этих случаев ушло немало времени и средств. На местах новых строек не хватало квали­фицированной рабочей силы, строительных материалов, техники и механизмов, а также денежных средств и т.д.

Эти трудности, а также сложная общественно-политическая об­становка в Казахстане вызвали в 20 — начале 30-х гг. острую идеоло­гическую борьбу вокруг вопросов о будущем республики, в особеннос­ти, путях ее индустриализации, создании национальных кадров рабо­чих. Основная борьба разгорелась между двумя точками зрения. Согласно первой, главным проводником которой был Ф. И. Голоще-кин, Казахстану отводилась роль сырьевой базы промышленно-раз-витых регионов страны14.

Против этого выступал крупный политический деятель С. Садва-касов, который поддерживал идею индустриализации с максималь­ной выгодой для республики и с учетом ее экономических возмож­ностей, природных и человеческих ресурсов. Он отмечал, что поли­тика партии и ее руководителей на окраинах мало чем отличаются от прежней политики, которая видела в окраинах, главным образом, сырьевую базу для центральной промышленности. Он выступал за форсированную индустриализацию окраин, за комплексное разви­тие тех отраслей промышленности, для которых в республике имеют­ся условия: сырье и рабочая сила в лице миллионов бедняков-казахов. Садвакасов был против массового переселения в республику «свободных» рабочих рук из других районов страны15.

Несмотря на все трудности, которые преодолевались в процессе нового строительства, благодаря в первую очередь самоотверженно­му труду рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции, Казахстан превратился из отсталой окраины страны в индустриаль­ную с крупным сельскохозяйственным производством республику. Индустриальное развитие Казахстана в 1926—1940 гг., когда каждая республика, исходя их своих конкретных условий, вносила свой вклад в общесоюзный процесс индустриализации с преимущественным развитием тяжелой промышленности, в особенности машинострое­ния, имело здесь ряд особенностей, связанных с исходным социаль­но-экономическим положением, демографическим развитием насе­ления, а также природными богатствами республики и т. д.

Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для преимущественного развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей — нефтяной, угольной и цветной металлургии, которые на длительное время определили индустриальный облик республики, характер сырьевой направлен­ности ее промышленности. На базе реконструированных предпри­ятий работали Риддерский полиметаллический комбинат, Карсак-пайский медеплавильный комбинат, Иртышский медеплавильный завод и др. Были построены Чимкентский свинцовый завод, Балхаш­ский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбина­ты, строились Текелийский полиметаллический и Джезказганский медеплавильный комбинаты, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод и др.- Это были в большинстве своем предприятия цветной металлургии, крупнейшие не только в Казахстане, но и в стране.

Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добы­чи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, ставшего третьей после Донбасса и Кузбасса угольной кочегаркой страны.

По добыче нефти Казахстан вышел на третье место (после России и Азербайджана). Развивалась химическая промышленность: был реконструирован Чимкентский химфармзавод, в 1939 г. вошел в строй Актюбинский химкомбинат, начавший производить фосфорные удоб­рения. Успешно работал Аралосульфат, началась подготовка к осво­ению богатейших меторождений фосфоритов Каратау и т. д.

Восстановление старых, строительство новых и техническая ре­конструкция предприятий, в особенности в тяжелой индустрии, тре­бовали создания соответствующей мощной энергетической базы. В связи с этим были построены Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, теплоэлектростанции Балхашского медеплавильного комбината, Чим -кентского свинцового завода, Актюбинского химкомбината, Ачи-сайского полиметаллического комбината и др. Производство элек­троэнергии в республике возросло по сравнению с 1913 г. в 486 раз.

Значительные успехи были достигнуты в легкой и пищевой промышленности: вошли в строй и упешно работали обувная и двешвейные фабрики в Алма-Ате, кожевенный комбинат и мясокомби­нат в Семипалатинске, Гурьевский рыбоконсервный и Алма-Атинский плодоовощной комбинаты, первые сахарные заводы в Талды-Кургане, Мерке и Джамбуле, табачная фабрика в Алма-Ате, рядмельничных комбинатов, хлебо- и маслодельных заводов. 

Другой особенностью индустриального развития Казахстана в этот период было выдвижение на передний план наряду с цветной металлургией, нефтяной, угольной и другими в основном добываю­щими отраслями, тяжелой промышленности, транспорта, в особен­ности железнодорожного. В 1928—1940 гг. железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Были построены Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Сибирь со Средней Азией, основные участки трансказахстанской магистрали, сыгравшие большую роль в освоении природных бо­гатств Центрального Казахстана. Линии Рубцовск—Риддер обслужи­вала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, Уральск—Илецк связала районы республики с Оренбуржьем и други­ми промышленно развитыми областями России.

Более высокие, чем  общесоюзные темпы индустриализации зало­жили основу ликвидации экономического неравенства ранее отста­лых национальных республик Советского Востока.

Индустриальное развитие Казахстана такими высокими темпами стало возможным только благодаря всесторонней помощи России, Украины и других промышленно развитых республик Советского Союза. Помощь эта приняла широкий размах и разнообразные фор­мы.

Но, несмотря на огромные успехи Казахстана в индустриальном развитии, в этом процессе имелись существенные проблемы и недостатки. Главным из них была сырьевая направленность промышлен­ности республики.

В республике отсутствовали предприятия по обработке нефти и газа, цветных металлов, не говоря уже о машиностроении, в особен­ности его ведущих отраслей — таких, как станкостроение, прибо­ростроение, автомобилестроение, производство тракторов, других сельхозмашин и т. д. Из-за слабости или отсутствия ряда ведущих отраслей легкой промышленности большинство предметов потреб­ления (одежда, обувь, ткани и т. д.) ввозилось из-за пределов респуб­лики. Кроме угля, нефти, руды из Казахстана в Россию, Среднеазиат­ские и другие республики вывозились соль, хлопок, зерно, шерсть и другие сельскохозяйственные продукты и сырье.

Казахстан ввозил большое количество машин, металлических изделий, цемента, лесных грузов и др. в основном из России.

Однобокое развитие промышленности Казахстана, заложенное еще в колониальный период и продолженное в последующее время, в том числе и в послевоенные годы, сказывается до сих пор.

Индустриальное развитие Казахстана в 1926—1940 гг. имело ряд крупных социально-экономических последствий, к числу которых в первую очередь следует отнести превращение его из аграрного в индустриально-аграрный, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики и формирование рабочего класса, в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографи­ческие изменения в составе населения.

Промышленность стала преобладающей отраслью хозяйства Ка­захстана, удельный вес ее продукции в середине 30-х гг. начал преоб­ладать и в 1939 г. достиг 58,9% против 41,1% продукции сельского хозяйства. Был создан и ускоренно развивался мощный промышлен­ный потенциал, постепенно занимавший передовые позиции в Со­ветском Союзе: Казахстан вышел на второе место по производству цветных металлов, на третье—по добыче угля и нефти, на пятое—по выработке электроэнергии. Все это позволило ему стать одним из крупных арсеналов Советского Союза в условиях Великой Отечес­твенной войны 1941—1945 гг.

Шел процесс урбанизации и укрепления городов.Почти половина городского населения (47,5%) сосредоточивалась в городах числен­ностью более 50 тыс. чел. Если в 1926 г. в республике таким был только Семипалатинск, то в 1939 г. их стало семь, а в Алма-Ате, Караганде и Семипалатинске проживало более 100 тыс. чел. в каждом, что состав­ляло 29,9% всего городского населения республики. Городское насе­ление увеличивалось за счет механического движения (до 80%), в некоторой степени — за счет преобразования населенных пунктов в поселки городского типа (15,5%), а также — за счет естественного прироста (4,5%). В начале 30-х гг. наблюдалась сильная убыль населе­ния в городах из-за резкого снижения рождаемости и повышения смертности в результате голода 1932—1933 гг., разразившегося в республике после коллективизации.

Миграционный поток в Казахстан, начавшийся еще в первой половине 20-х гг. из-за безработицы в промышленных центрах стра­ны, в 30-е гг. усилился. Проводился значительный оргнабор рабочейсилы для индустриальных отраслей республики, который в 1931—1940 гг. достиг 559 тыс. чел. Стихийная же миграция на Турксиб, в Караганду и на другие крупные стройки (индивидуально, семьями или группами) значительно превышала оргнабор, не поддавалась учету и регулиро­ванию. В 1928—1939 гг. механический прирост населения городов Казахстана за счет миграции превысил более 1,8 млн. чел. Среди мигрантов из других республик большинство составляли выходцы из России, с Украины, из Узбекистана и Белоруссии. В связи этим в 1939 г. удельный вес русских в составе городского населения республики достиг 57,7% против 53,7 % в 1926 г., украинцев — с 6 до 8% и т. д. Казахи составляли всего 21,9%, хотя по сравнению с 1926 г. (14,2%) их удельный вес среди горожан несколько вырос.

В процессе осуществления ускоренной индустриализации в Ка­захстане сформировался рабочий класс, объединявший его различ­ные отраслевые отряды как в сфере материального производства, в первую очередь в промышленности, строительстве, на транспорте и связи и сельскохозяйственном производстве (совхозы, МТС и т. д.), а также в сфере обслуживания населения (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественное питание и др.). Процесс собира­ния и укрепления' рядов рабочих Казахстана в восстановительный период, проходивший в трудных условиях, осложнялся голодом 1921 г., бездействием многих предприятий горнодобывающей и горнозавод­ской промышленности, наличием значительной безработицы и т. д. Достаточно сказать, что в 1922 г. только на биржах труда было зарегистрировано около 50 тыс. безработных. По мере восстановле­ния предприятий, главным образом обрабатывающей промышлен­ности и железнодорожного транспорта, ряды рабочих начинают консолидироваться. Их состав пополнялся за счет безработных, воз­вращения на производство старых рабочих кадров, демобилизован­ных из армии воинов, ремесленников, кустарей и других групп город­ской бедноты, а также батраков и пастухов из казахских шаруа и переселенческого крестьянства. Предпринимались первые шаги по подготовке и закреплению на предприятиях национальных кадров. К концу восстановительного периода (по данным Всесоюзной перепи­си населения на 17 декабря 1926 г.) в Казахстане насчитывалось 152 тыс. рабочих.

Удельный вес казахских рабочих во всех отраслях народного хо­зяйства составлял 29,4%, половина из них была занята в сельском хозяйстве. В крупной промышленности казахов было 23,4, на тран­спорте — 9,6, а среди рабочих прочих отраслей, куда включались временные и сезонные рабочие, — 41%.

Рабочий класс в составе занятых в народном хозяйстве республики в 1939 г. составил 33,8% против 10,7 в 1926 г. и тем самым превратился наряду с колхозным крестьянством в крупный класс нового общества. Ядро нового класса составляли промышленные рабочие (свыше 115,5 тыс. чел.). Свыше 3/4 рабочих республики пришли в годы социалис­тической индустриализации. Это были вчерашние казахские кресть­яне — бедняки, ремесленники, кустари и другие труженики, а также рабочие и крестьяне из других регионов страны, приехавшие в Казах­стан по вербовке, оргнабору рабочей силы или самотеком. Значитель­ные успехи были достигнуты в подготовке кадров рабочих-казахов.

В целях привлечения местного населения в индустриальные от­расли труда угфощался порядок их найма на работу: они приравнива­лись к членам профсоюзов и трудоустраивались в первую очередь. Наем проводился не только через биржу труда и ее пункты, но и непосредственно в аулах. Успеху в создании национальных кадров рабочего класса Казахстана способствовала деятельность русских кадровых рабочих, а также передовых представителей рабочего клас­са Российской Федерации и Украины, приехавших в республику16.

Одной из активных форм подготовки квалифицированных рабо­чих из местного населения стали стажировки и прикомандирование на родственные предприятия крупных и высокоразвитых промыш­ленных центров.

Такой путь профессионального обучения был характерен для промышленных рабочих регионов. Десятки тысяч представителей народов Востока овладевали сложными профессиями индустриаль­ного производства, что позволило уже к середине 30-х гг. сформиро­вать крупные отряды национальных кадров советского рабочего класса в республиках Средней Азии и Казахстана.

Свыше 80% вновь сформировавшегося в ходе индустриализации советского рабочего класса Казахстана были вчерашние крестьяне из коренного и переселенческого населения. Иначе говоря, новое по­полнение рядов происходило в основном за счет мелкобуржуазных слоев. В связи с этим шел процесс «окрестьянивания» рабочего класса региона.

В подготовке национальных кадров рабочего класса Средней Азии и Казахстана имелись существенные проблемы. Рабочие из коренных национальностей находились все еще в процессе формирования. Удельный вес л общая численность рабочих — казахов, узбеков, киргизов, туркмен и таджиков с каждым годом возрастала, но в своей основной массе это были неквалифицированные и малоквалифици­рованные рабочие.

И хотя сегодня все еще низок удельный вес национальных кадров в престижных отраслях труда, среди квалифицированной и высококвалифицированной части рабочего класса Казахстана, сле­дует объективно взглянуть и на исходные рубежи, достигнутые с большими трудностями перед Великой Отечественной войной.

Несмотря на все трудности и проблемы в формировании нового класса, в процессе его становления преодолевались недостатки в культурно-техническом уровне и общественном сознании, в корот­кие сроки рабочие резко повысили социальную активность, внесли большой вклад в индрустриальное развитие республики.

Решающая роль формировавшегося рабочего класса в индустри­альном развитии республики, в строительстве нового общества в целом проявилась в его самоотверженном труде в чрезвычайно трудных и сложных условиях тех лет.

Общественно-политическая и трудовая активность рабочего класса Казахстана сыграли решающую роль в обеспечении успешного индус­триального развития республики, других социально-экономических преобразований в переходный период.


© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива