Правление Тохты
12.12.2017 3630

После восшествия на престол Тохта продолжал политику предшественников и подтвердил привилегии православной церкви, освободив ее от налогов и сборов. С большой долей вероятности, сам Тохта придерживался буддизма, как и его дедушка, бабушка и дядя с материнской стороны. Ногай же был по вероисповеданию мусульманином, в то время как Сальджидай гурген, дед Тохты, был приверженцем буддизма. Изначально это не создавало проблем, наоборот даже, дочь Ногая Кабак вышла замуж за Яйлака, сына Сальджидая гургена и дядю Тохта-хана. Другая его дочь вышла за Таштимура, сына другого союзника Тама Тохты, который также был в то время мусульманином, губернатором области Дербент и защищал Золотую Орду от набегов Иранских ильханов. Посадив Тохту на престол, Ногай вернулся в свой улус. Своих врагов, бывших соратников Тула-Буки Ногай не хотел ликвидировать сразу. В 1293 году Ногай послал свою жену Байлак к Тохте. Байлак передала просьбу о том, чтобы были казнены 20 эмиров, сторонников бывшего хана Тула-Буки. Тохта вызвал их и казнил. Но спустя некоторое время в союзе Ногая и Тохты наметились трещины.

Ногай решил печатать монеты Улуса Джучи с именами Тохты и своим именем на них, тем самым показывая всем свой статус. В то время публиковать монеты со своим именем было основным признаком независимости и суверенитета. Публикацией этих монет Ногай покушался на авторитет центральной власти, что не прошло незаметным от глаз Тохты и его сторонников.

В 1293 году Тохта и Ногай начали косвенную борьбу за влияние. Армия Тудана, брата Тохты по просьбе некоторых русских князей выступила против других русских князей, которых поддерживал Ногай. Еще через два года по приказу Тохты в русские княжества вторглась армия Токтимура. События стали разворачиваться стремительно. Некоторые эмиры тохты предали хана и бежали к Ногаю. Тохта потребовал их выдачи, но получил отказ. Ногай же стал требовать выдать на суд Сальджидая кунграта (дед Тохты) и Тама-Токту (потомок Шибана). Обострились и религиозные противоречия. Тама-Токта, до этого бывший мусульманином, отрекся от ислама, за что получил прозвище Муртад и стал сторонником Сальджидая. Дочь Ногая Кабак, которая также исповедовала ислам, поссорилась со своим мужем, которым исповедовал буддизм.

В итоге две армии Ногая и Тохты встретились осенью 1297 года в районе реки Дон и современного города Новочеркасска на границах владений Западного крыла Улуса Джучи и его центра. По данным Марко Поло в битве участвовало 350 тысяч человек. Ногай смог разбить армию Тохты. Часть армии Тохты утонула при отступлении. Ногай захватил добычу и пленных и решил не преследовать Тохту. Это было его роковой ошибкой. Согласно заветам Чингиз-хана, успешный полководец должен преследовать врага вплоть до полного уничтожения, развивая свой успех. Ногай же, соблазнившись добычей, не стал развивать свой успех, дав Тохте время подготовиться для реванша.

Выиграв битву, Ногай разделил добычу не совсем справедливо. Из-за этого три брата Абаджи, Йанджи и Караджин решили отделиться от Ногая, посчитав, что их вклад в победу был не оценен по достоинству. Но они не успели этого сделать, и были остановлены войсками сыновей Ногая. Сыновья Ногая обманули их, гарантировав личную неприкосновенность. После того как два брата приехали на встречу (третий отказался) они были убиты, а их улус перешел под управление детей Ногая.

Видимо, тогда же произошел конфликт Ногая с правителем Крымского улуса (Ачик, сын Уран-Тимура). В 1298 году внук Ногая Ак-таджи был направлен в Крым для сбора налогов, но был убит жителями Крыма, за что Ногай сразу же после битвы с Тохтой вторгся в Крым. Крымские города были разграблены. Ногай получил большую добычу, но при этом он опять обделил своих союзников в плане добычи. В этот раз «пострадавшим» стал Маджар, сын Шибана, сына Джучи. Он и его эмиры перешли от Ногая к Тохте.

 Таким образом, победы Ногая привели к тому, что он начал терять союзников. В поисках союзников Ногай начал дипломатические переговоры с ильханами, забыв свои старые обиды, связанные с убийством Тутара (кузен Ногая), предыдущими ильханами. Более того, младший сын Ногая Турай женился на дочери ильхана Абаги. Стремление заключить союз с ильханами дополнялось желанием отомстить Тама-Токте, своему бывшему союзнику и другу за измену и переход под крыло Тохты. Владения Тама-Тохты включали в себя приграничные владения с ильханом. Тама-Тохта всегда был в авангарде войск в битвах с ильханами. Но при всем при этом ильхан Газан занял нейтральную позицию, и чтобы показать это, он откочевал от границ и перезимовал на юге своей страны. Отказ Газана от союза и жадность Ногая оттолкнули от него многих представителей элиты, которые перешли под власть Тохты. Тохта, заручившись нейтралитетом Газана, снял с границы войска Тама-Тохты и повел объединенные войска против Ногая. Войско Тохты было в два раза больше войск Ногая. В 1299 году Тохта начал свое наступление на владения Ногая. Решающая битва произошла в местности Куканлык, на левобережье Днепра, где находился старинный юрт Ногая. Сражение продолжалось целый день и завершилось разгромом Ногая. Пожилой Ногай остался брошенным на произвол судьбы. Был взят в плен русским солдатом армии Тохты, который отрубил ему голову. После этого Тохта победоносно возвратился в столицу. Победа над Ногаем имела огромное значение, но большая часть сторонников Ногая продолжала «партизанскую» борьбу против Тохта-хана. Джека, старший сын Ногая, после смерти отца ушел в землю асов, где пытался найти сторонников для борьбы с Тохтой. Но его младшие братья Тека и Турай не разделяли желания Джеки воевать с Тохтой. Они были готовы пойти на компромисс с Тохтой ради сохранения своих улусов. Вскорее Тека был убит людьми Джеки. Многие бывшие эмиры Ногая, увидев такие жестокие репрессии, составили заговор против Джеки. Джека узнал о заговоре, бежал от заговорщиков, собрал войско и разбил бунтарей, которые бежали к Тохте. Тохта послал на помощь заговорщикам большое войско со своим братом Бурлюком. Джека бежал в Болгарию (он был зятем бывшего болгарского царя), где правил один год. После этого он был убит новым болгарским царем по требованию Тохты.

После победы над Джекой, Тохта разделил завоеванные улусы между своими родственниками. Младший брат Тохты Сарай-буга получил в свое распоряжение бывший улус Ногая. Другой брат Бурлюк получил в управление бывший улус Чимпая (по реке Урал), чей внук и правнук выступили на стороне Ногая в междусобицах против Тохты.

Сарай-Буга на новом месте оказался вовлеченным в заговор последнего сына Ногая. Турай остался в живых и горел жаждой мести по отношению к Тохте. Он уговорил Сарай-Бугу, обещав ему трон хана Золотой орды в случае успеха их предприятия. Они захотели привлечь к заговору Бурлюка, но тот, получив предложение, оповестил об этом Тохту. Тохта, узнав о заговоре, сумел захватить и казнить обоих заговорщиков. После смерти Турая его сын Каракесек вместе с родственниками Йулукутлу и Джериктемир бежал в страну Шешимен (Болгария). Здесь Джериктемиром назван Туктемир, сыном Черика, сына Шибана. Бессараб I, кнез (князь) Ольтении и водэ (воевода) Валахии был сыном данного Туктемира (Тохтамир).

Как писал Абулгази, потомок родственников Туктемира:

«Шибан послал в область Корел (западные страны) одного из своих сынов, дав ему хороших беков и людей. Этот юрт постоянно оставался во власти сынов Шибан-хана; говорят, что в настоящее время государи Корельские – потомки Шибан-хана». Как известно, Абулгази жил в XVII веке, под государями Корельскими он имел в виду румынских правителей, потомков Бессараба I. Упомянутые у Абулгази потомки Шибана в области Корел являются потомками Бессараба, сына Токтемира, сына Джерика, сына Шибана. Сам же Каракесек, внук Ногая известен в румынских легендах как Негру Вода (буквально «Черный Воевода», калька имени Каракесек).

При Тохте была проведена очень важная денежная реформа, которая унифицировала монеты, изъяв из денежного оборота прежние монеты. Для упорядочивания и облегчения управления административной и финансовой системой были выпущены новые монеты с единым весом. Реформа была настолько удачной, что дирхемы Тохты находились в денежном обращении до конца XIV века, то есть спустя 70-80 лет после выпуска.

Разобравшись с детьми Ногая, Тохта переключился на внешнеполитическую деятельность.

В 1303 году Тохта выразил свои претензии на Азербайджан и угрожал ильхану Газану войной. Но помимо словесных конфликтов дальше дело не зашло. В 1304 году Тохта возобновил дипломатические переговоры с Египтом. Послы Тохты пытались склонить султана Египта к военному союзу против ильхана Газана. Но послы получили вежливый отказ. В 1305 году, после смерти Тама-Тохты, сын Тохты Ильбасар вместе со своим беком Кадаком напали на владения ильханов, но не достигли значительных военных успехов и вынуждены были отступить.

 В последние годы своего правления Тохта смог консолидировать элиту под своим руководством. В Улусе Джучи усилилась централизация, появилась политическая стабильность и порядок. Как писал один из летописцев: «в дни его царствования те страны дошли до чрезвычайного благосостояния и весь улус его стал богат и доволен». В последние годы правления Тохты умирает его преданный соратник и брат Бурлюк, а за год до смерти самого Тохты умирает Ильбасар, его сын и наследник. Тохта назначает наследником сына Ильбасара, но вскоре умирает сам. 

 

Жаксылык САБИТОВ