Социально-экономические отношения и культура тюркских народностей в X-XII вв.
09.10.2017 5379

К концу XII века-началу XIII века процесс проникновения мировых религий в среду кыпчаков усилился. Часть политической элиты Западных кыпчаков приняла православие из русских княжеств. К примеру, кыпчакский князь Юрий Кончакович принял крещение и стал союзником русских князей. В то время как другая часть Западно-кыпчакской элиты сохраняла традиционные верования. Примером такого паттерна поведения был кыпчакский князь Котян Сутоевич. В это же время восточные кыпчаки стали принимать ислам в конце XII века. Важную роль в исламизации кыпчаков стали играть суфии, которые проповедовали ислам, придерживаясь аскетизма и отказа от материальных благ. Одним из самых известных суфийских проповедников был Ходжа Ахмед Яссауи, выходец из Сайрама (умер в 1166/67 году), происходивший из потомков первых проповедников ислама в Средней Азии.

Ходжа Ахмед Яссауи

Нисбу (прозвище) Яссауи он получил из-за старого названия Туркестана, который в те времена назывался Яссы. После смерти он стал культовой фигурой, через 140 лет после его смерти в городе Туркестан был воздвигнут величественный мавзолей в его честь, который сохранился до сих пор. Он проповедовал ислам в доступной форме в стихах-хикметах на тюрском языке, который был понятен как кочевникам, так и горожанам. Сборник его хикметов назывался «Дивани Хикмет». Данный сборник был очень популярен в средневековой тюркской среде, способствуя дальнейшей исламизации тюрков. Также стоит упомянуть известного учителя Ходжа Ахмеда Яссауи – Арыстан баба, который приобщил юного Ходжу Ахмеда Яссауи к исламу. Известен и ученик Ходжа Ахмеда Яссауи – Хаким-ата, он же Сулейман Бакыргани, умерший в 1186 году и оставивший после себя сборник наставлений.

Казахстан постепенно с VIII века становился частью Мусульманского мира. Происходило взаимообогащение культур. Возникла целая группа тюрков, которые стали поэтами, учеными, литераторами в Мусульманском мире. Самой известной фигурой из них был Абу Насыр аль Фараби.

Абу Насыр Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль Фараби был одним из крупнейших мусульманских средневековых ученых в исламском мире. Он внес свой вклад в такие науки как философия, математика, теория музыки. Аль Фараби входит в число крупнейших представителей арабо-мусульманской средневековой философии, один из наиболее известных в Западной Европе арабских философов (наряду с Ибн Рушдом). Аль Фараби является также автором пояснительных комментариев к арабским переводам сочинений греческих ученых Платона и Аристотеля. Аристотель в арабо-мусульманской науке был известен как «Учитель», а аль Фараби за его комментарии получил почетное прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Научные труды и трактаты Аль Фараби оказали влияние на Ибн Сину (Авиценна в европейской традиции), Ибн Рушда (Аверроэс в европейской традиции) и множество других арабских философов. Его научные взгляды и открытия повлияли на развитие разных наук в Европе эпохи Средневековья. По мнению многих исследователей, западно-европейские ученые эпохи Средневековья узнали об Аристотеле и Платоне и их идеях посредством трактатов и трудов аль Фараби.

Аль Фараби появился на свет в 870 году в местности Фараб (возле города Отрар), из-за чего получил нисбу Аль Фараби («происходящий из Фараба»). Его отец был военачальником и был тюркского происхождения. В раннем возрасте он покинул Отрар и отправился учиться в Багдад. Багдад в то время был столицей Арабского халифата и мировым интеллектуальным центром.

По дороге он останавливался на учебу в таких городах как Исфахан, Рей (Тегеран), Хамадан. Переехал в Багдад аль Фараби во время правления багдадского халифа ал-Муктадира (908-932) из династии Аббасидов. По приезде Аль Фараби приступил к изучению различных направлений науки (медицина, логика, философия и т.д.). Параллельно Аль Фараби изучал и языки (одним из которых был древнегреческий язык). Уже в пожилом возрасте в 941 году аль Фараби переехал в Дамаск, где он прожил остаток своей жизни, занимаясь научными изысканиями. В Дамаске Аль Фараби закончил написание «Трактата о добродетельном городе». Аль Фараби оставил после себя множество трудов по философии, математике, химии, астрономии, музыке, анатомии, филологии и т.д. Скончался он в конце декабря 950-начале января 951 года.

Большой вклад в мировую культуру внесли Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.

Юсуф Баласагуни родился в период между 1015-1017 годами в городе Баласагуне, который тогда являлся столицей государства Караханидов (Баласагун находится возле современного города Токмак). Отец Юсуфа был состоятельным человеком, что позволило Юсуфу получить хорошее образование. Неизвестно, когда он начал писать свой труд, но примерно в возрасте 50 лет Юсуф Баласагуни завершил свою поэму «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание»), которую подарил Сулейману Арслан-кагану, за что получил хорошие пожалования и почетное звание «Хасс Хаджиб». Поэма «Кутадгу Билиг» – это первое произведение, которое сохранилось с тех пор в виде книги. Оно было написано на древнетюркском языке. Поэма является глубоким философским трудом, описывающим устройство идеального общества. В поэме описаны качества необходимые для представителей самых разнообразных профессий Средневековья. Год смерти Юсуфа Баласагуни точно не известен. Скончался он в период между 1075 и 1085 годами. Юсуф Баласагуни начал писать свою книгу в столице Караханидского государства (Баласагуне) и закончил в Кашгаре, где он и умер.

Юсуф Баласагуни

Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед ал-Кашгари (1028/1029-1101/1126). Махмуд Кашгари был выдающимся средневековым тюркским энциклопедистом и филологом. Он написал один из важнейших для филологов  трудов - научный словарь «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий). «Диван лугат ат-тюрк» – это словарь различных тюркских языков, в котором справочно дано много информации о них. Махмуд Кашгари родился в городе Барсхан (в государстве Караханидов). В данном городе его отец, которого звали Хусейн ибн Мухаммед, был правителем города. Махмуд Кашгари был правнуком Харуна (Хасана) ибн Сулеймана Богра-хана, одного из правителей Караханидского государства.

Переехав в Кашгар, Махмуд получил там образование в медресе Саджиа. Когда Махмуду Кашгари было 28 лет (в 1056 году), в Кашгаре к власти пришел дед Махмуда по имени Мухаммад, носивший титул Богра-хан. Через один год с небольшим Мухаммад решился из-за пожилого возраста передать власть Хусейну (родной сын), отцу Махмуда Кашгари. Но данное желание не осуществилось. Был составлен дворцовый заговор: Мухаммад Богра-хан и его сын были отравлены. Оставшись без отца и деда, Махмуд, как законный наследник Хусейна, вынужден был спасаться бегством из Кашгара в 1057 году. Сначала Махмуд Кашгари уехал в Среднюю Азию, а позже он отправился из Средней Азии в Багдад, где власть захватили огузы-сельджуки. Там Махмуд получил нисбу Кашгари, что можно перевести как «Кашгарский».

Махмуд Кашгари провел много лет в различным государствах и посетил много мест, где жили тюркские племена. Тюрки только недавно покорили Багдад, и многие жители Ближнего Востока не знали ничего о тюрках. Поэтому в Багдаде у Махмуда Кашгари возник замысел книги «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий). В своей книге Махмуд Кашгари хотел дать объяснение многих сторон жизни тюрков в целом и различных тюркских народов в частности. Также в книге Махмуд Кашгари планировал описать различные диалекты тюркского языка, племенное деление тюркских народов, обычаи и географию расселения различных тюркских народов. Акцент в своей книге Махмуд Кашгари сделал на огузском народе, откуда происходила правящая династия Сельджукидов, а также на «караханидском» народе, чей язык он называл «хаканийским».

 Книга была написана в течение нескольких лет, в период 1072-1075 годов. Приблизительно около 1075 года Махмуд Кашгари закончил книгу «Диван лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских наречий) и преподнес ее багдадскому халифу Муктадиру (он остался формальным правителем при фактических правителях из династии Сельджукидов).

Около 1080 года он возвратился на родину в Кашгар, где провел остаток своей жизни. Умер Махмуд Кашгари либо в 1101 году, либо в 1126 году.

«Диван Лугат ат-тюрк» можно охарактеризовать как «Энциклопедию средневекового тюркского мира». В данной книге собран обширный исторический, лингвистический, этнографический и культурный материал. Махмуд Кашгари был первым ученым, описавшим различные диалекты тюркского языка и сравнивший их между собой.

Как писал Махмуд Кашгари: «Эту книгу я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованной прозой), поговорками, стихами, раджазами (стихами воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами». В «Диван Лугат ат-тюрк» были записаны песни, исторические легенды, предания, сведения из тюркского фольклора, около 400 пословиц, поговорок, афоризмов и устных изречений. «Диван Лугат ат-тюрк» знакомит читателей с диалектами тюркского языка того времени (в то время различия между карлукским, кыпчакским и огузским языками были на уровне различий диалектов в рамках одного языка). Махмуд Кашгари четко описал все тюркские диалекты того периода, считая, что не было в тот момент разных тюркских языков, но были разные диалекты одного единого языка. Описывая их Махмуд Кашгари замечал:

 «У Кыргызов, Уйгуров, Кипчаков, Ягма, Чигилей, Огузов, Тухси, Уграк и Жаруков – у них чистый тюркский единый язык, близки к нему наречия Кимаков и Башкир. Самыми легкими является наречие Огузов, самым правильным наречия Ягма, Тухси и жителей долины рек Или, Иртыш, Итиль (Волга). Самым красноречивым является наречие правителей Хаканиййя и тех, кто с ними связан».

Также стоит отметить, что в данную эпоху, на территории Казахстана шел процесс роста количества новых городов, а также количества населения в старых городах. Если раньше источники сообщали названия 6 городов в Южном Казахстане (в эпоху Тюркского и Западно-тюркского каганатов), то в IX веке количество городов выросло до 33-37. В северовосточном Семиречье количество городов также выросло с 10 в IX веке до 70 в начале XIII века. Рост старых городов можно проиллюстрировать примером Отрара, площадь которого выросла с 5 гектаров до 170 гектар [1].

Также стоит отметить тот факт, что Караханидское государство имело сильную и сложноорганизованную экономику. Из всех государств данного региона того времени Караханидское государство имело самый большой объем денежной эмиссии (количество монет в денежном обращении). Причем данный объем монет позволяет лучше восстановить историю Караханидского государства, чем, если бы историю данного государства восстанавливали бы только по первоисточникам.

 

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 454.

Жаксылык Сабитов