Памятники Казахстана в эпоху бронзы
22.08.2013 4658
Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами. Одним из них, определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов.

                     Памятники Казахстана в эпоху бронзы

Андроновская культура, вопросы происхождения и периодизации Хозяйственные изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху, привели во П тыс. до н.э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и высокоразвитой металлургии. Переход к экономике производящего типа коренным образом изменил всю обстановку на территории Казахстана.

Прогресс общества эпохи бронзы обусловлен двумя факторами. Одним из них, определяющим новую эпоху, было производственное освоение палеометаллов.

В середине П тыс. до н.э. племена Казахстана овладели производством бронзовых изделий. Бронза становится основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия. Богатства недр Казахстана полиметаллами и, в первую очередь, оловянисто-медными рудами явились одной из причин возникновения на этой территории мощного очага металлургии.

К перестройке экономики вели, прежде всего, природно-климатические изменения. Так, в эпоху поздней бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости. Засушливому периоду сопутствуют уменьшение стока рек, медленное усыхание надпойменных террас, понижение уровня озер и, в конечном счете, уменьшение общей увлажненности материков Северного полушария1. В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту находки первого памятника у с. Андропово близ Ачинска в Западной Сибири.

Длительное время в казахстанских степях выделяли одну культуру — андроновскую. В настоящее время вместо одной культуры выделяют несколько, объединяя их в андроновскую культурно-историческую общность.

Один из основных центров андроновской культурно-исторической общности находился на территории Казахстана. Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Для населения этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского скотоводства.

Главными признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Происхождение андроновской культуры - проблема дискуссионная.

В исторической науке существует ряд гипотез.

Большинство исследователей считает; что андроновская культура образовалась на основе естественного развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Одним из сложных вопросов в истории андроновской общности является определение этнической принадлежности населения. Существует несколько мнений. По одному из них, андроновцы принадлежали финно-угорской этнической группе.

В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен.

В последние годы у языковедов-тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен.

В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен.

В пользу индоиранского происхождения андроновцев свидетельствует большое количество названий, связанных с колесным транспортом. Арийскими являются имена правителей, термины, связанные с коневодческой практикой, имена богов, запечатленные в документах народов Передней Азии 2 тыс. до н.э. имевших письменность, имена божеств в «Авесте», священной книге зороастрийцев. В «Авесте» встречаются такие имена богов, как Митра и Варуна, культ которых получил широкое распространение. Ряд топонимов на территории Центральной Азии тоже арийского происхождения.

Принципиальные коррективы в научные представления о древностях евразийских степей в период формирования андроновских племен внесли открытие и изучение укрепленных поселений городского типа Синташта и Аркаим, относящихся к раннему периоду бронзового века (18 - 16 вв. до н.э).

Формирование и сложение андроновской культурно-исторической общности происходило в течение нескольких столетий, начиная с рубежа 3-2 тысячелетия до н.э. на территории Северного Казахстана и Западной Сибири. Андроновская культура как единая общность оформились на территории Казахстана к 16-15 вв. до н.э.

Для орнаментации керамики использованы приемы прочерчивания, наколы, гребенчатый штамп. Орнаментальная система керамики поселений Устюрта характеризуется большим разнообразием элементов, мотивов и композиций. Основными, наиболее распространенными сюжетами орнамента являются различные сочетания прямых горизонтальных линий, рядов наклонных отрезков, зигзага, елочки, ромбов. К менее распространенным сюжетам относятся: заштрихованные треугольники, заштрихованные ромбы, меандр.

Население Устюрта и сопредельных с ним территорий, было вовлечено в этнокультурный процесс, происходивший в рассматриваемое историческое время на Урале, в Сибири, в степных просторах Казахстана, Среднеазиатского Междуречья и Иранского Нагорья.

В свете последних открытий на Устюрте становиться возможным культурно-хронологическая  атрибуция материалов ряда памятников Волго-Уральского региона, имеющих в своем наборе материалы, близкие к токсанбайским.

Значение устюртского очага культур эпохи бронзы в воссоздании картины исторического прошлого, в определении направлений древних миграционных процессов, трудно переоценить.

Удаленность Устюрта от центров культуры эпохи бронзы предопределили своеобразие токсанбайского культурного феномена. Выявление механизмов адаптации древних популяций к природно-климатическим особенностям Устюрта, их уровня хозяйственно-культурного развития, определение степени контактов с этнокультурными массивами Евразии, а также разработка вопросов мировоззрения, является важной задачей казахстанской археологии.