Поделиться:
Во второй половине VIII века огузы проиграли войну с карлуками за тюргешское наследие, что вынудило их покинуть территорию Жетысу (Семиречье), и уйти в предгорья и долину Чу. На новых землях они были вынуждены продолжать борьбу за жизненное пространство. На этот раз в качестве врагов выступали кангаро-печенежские племена, победить которые вожди огузов смогли в начале IXвека, объединившись с недавними противниками, карлуками и кимеками. В качестве трофея послужили низовья Сырдарьи и степи Приаралья, бывшие владельцы которых, представители кангаро-печенежских племен, были вынуждены сместиться на запад.
Однако на этом огузы останавливаться не хотели. В конце IX века они вступили в союз с хазарами и, победив в этом неравном бою, овладели территорией междуречья Урала и Волги. Таким образом, под контролем огузов оказалась существенная часть территории современного Казахстана, известная в арабских источниках как Мафазат ал-гузз – «Степь огузов».
В итоге в конце IX– начале XI веков огузы занимали территорию от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Их наибольшая концентрация отмечалась в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии. Границы огузских племен достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. Их становища граничили с оседлыми землевладельческими областями, Хорезмом, Хорасаном и Мавераннахром.
Первоначально центром огузской группировки было Семиречье, но в процессе своего движения на запад, где шла борьба против Хазарии и Волжской Булгарии, оно расширялось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Западного и Южного Казахстана.
В X веке столицей военно-политического союза огузских племен стал Янгикент (или так называемая Новая Гузия), лежавший на перекрестке ведущих караванных путей, через кимекские степи в долины Сарысу, Кенгира, Ишима и Нуры, через него шли торговые пути в Сыгнак и на Южный Урал. Кроме того, Янгикент имел выгодное географическое расположение на стыке с крупными земледельческими оазисами Средней Азии, с Хорезмом и Мавераннахром.
Верховный правитель огузского государства в IX-XI веках принял титул джабгу (ябгу). Это свидетельствует о том, что, являясь главами самостоятельного государства, они не считали себя вправе посягать на титул кагана. Огузские джабгу имели своих заместителей – кюль-эркинов. Важная роль отводилась и предводителю огузских войск, носившему титул «сюбаши». Он опирался на воинский совет. Предводители войска вмешивались в политические события и иногда даже выступали против джабгу [1].
Власть верховных правителей передавалась по наследству, их дети носили титул «инал». Для их воспитания в детские годы назначались специальные опекуны, атабеки. Жены огузских джабгу, как и других тюркских властителей, носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни.
Огузские ханы избирались на советах, которые являлись трансформированным пережитком народных собраний эпохи военной демократии. Однако такие советы собирались очень редко, и главную роль в повседневной жизни играл совет знати (канкаш). В тех же случаях, когда созывались народные собрания, основной тон в них задавала огузская аристократия.
Огузские правители избирались из наиболее могущественных ханских уругов, а само избрание производилось по торе – своду неписанных правил обычного права. В его основе лежала привилегия на власть старшего по сравнению с младшим родичем [2].
Резиденциями ханов, стоявших во главе крупных объединений, служили укрупненные ставки, где хранились казна и продовольствие.
Первые упоминания о государстве огузов содержатся в арабских историко-географических сочинениях IX – начале X века. Так, исследователь аль-Якуби описывает их войны с соседними тюркскими племенами: карлуками, тогузогузами и кимеками [3]. Интересные сведения о племенах огузов IX-X веков содержатся в географическом труде Ибн-аль-факиха, где сообщается, что огузы наряду с кимеками и тогузогузами являются «царями» (малик) и пользуются у тюрок большим уважением [4].
Как свидетельствуют арабские источники, еще до захвата огузами низовьев Сырдарьи и Приаралья у огузских династийных правителей была резиденция, которая называлась Старой Гузей. О ней говорилось как о столице. Предположительно, она располагалась между западными отрогами Тянь-Шаня, рекой Чу и Сырдарьинским Каратау [5].
1. История Казахстана: с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алматы: Изд-во «Атамұра», 2010. Том 1. 544 с. – С. 317
2. Там же.
3. Ал-Якуби. Китаб ал-булдан. Изд. Де Гуе (BGA, И), с. 295
4. Ибн ал-Факих. Китаб ахбар ал-булдан. Фотокопия Мешхедской рукописи. ИВ РАН (ФВ-202), л. 168 а.
5. История Казахстана: с древнейших времен до наших дней в пяти томах. – Алматы: Изд-во «Атамұра», 2010. Том 1. 544 с. – С. 317.
Поделиться: