Сарматы
26.07.2013 5468
Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях.

Этноним «Сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В это время начинается систематическое завоевание Скифии сарматами. По словам Диодора, сарматы «опустошили» значительную часть Скифии, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню. Роксоланы — одно из сарматских племен — уже в I в. н. э. достигли границ Мидии и столкнулись с Римом. Вслед за ними шли аланы.

Далее: Хунну

Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. Так, в конце II в. до н. э. роксоланы выступают на стороне скифов в войне с Диафантом, полководцем понтийского царя Митридата. В I в. до н. э. сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом. В 49 г. до н. э. римляне вместе с аорсами (сарматское племя) побеждают сираков (другое сарматское племя), союзников боспорского царя18. Аланы, выступившие в поход позже других племен, дошли до Северного Причерноморья. Позднее вместе с гуннами, дошли до Испании. Грозные союзы племен возглавляемые родственными племенами, которые назывались общим именем сарматы были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приаралья. Нет никакого сомнения в их этнической связи с савроматами.

Археологические памятники. К началу IV в. н. э. савроматы занимали территорию от Дона до Эмбы. В указанное время сложились два локальные варианта культуры: Западный — Болга­ро-Донской и Восточный — Уральский.

Племена савроматов (Прохоровская культура) хоронили своих покойников только под курганными насыпями, как правило зем­ляными, очень редко обложенными камнями. Для ранних сарма­тов характерна глиняная и утрамбованная, иногда обожженная площадка, расположенная над или вокруг могилы, а также обло­женные деревом, плахами и корой могильные ямы. Для Прохоровской культуры характерно вытянутое на спине положение погре­бенного, головой на юг.

Помимо перенятых у савроматов савана и коры встречаются конструкции гробов в виде долбленных колод.

Во второй период (Сусловская культура) с конца II в. до н. э. начала I в. н. э. типы погребальных сооружений остаются прежни­ми, но резко уменьшается число подбойных могил, исчезают катакомбы. Сохраняются могильные ямы с заплечиками или уступами.

К культовым предметам относятся уникальные находки антропоморфных статуй, сделанных из известняка и помещенных на курганах. Известен культовый комплекс Байте на Устюрте, насчи­тывающий три группы и представленный курганами и обломками скульптур. Изваяния изготавливались из известняка. Подавляю­щее большинство относится к числу плоских скульптур, где грави­ровкой достаточно точно передана натура. Изваяния воспроизво­дят стоящую мужскую фигуру, правая рука раскрыта, ладонью прижата к животу. Лица выразительны, рельефом изображены брови, нос, глаза, тонкие усы, углублением рот. Скульптуры имеют мечи, кинжалы, луки, на головах шлемы, пояса, на них «надеты» украшения, гривны, браслеты.

Поздние сарматы расселялись в полосе от зауральских степей практически до р. Буга, охватывая регионы Приуралья, Поволжья, Придонья. Хронологически — это период II—IV вв. н. э. Поздние сарматы сохранили и продолжили многие традиции. Основная масса умерших захоронена в узких могильных ямах с подбоем. Среди новых черт культуры отмечены деформированные черепа. Встречаются сложные с костными накладками лук и украшения из золота и инкрустацией драгоценными камнями.

Хозяйство сарматов. Вусловиях степных пространств главным и определяющим укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушли­вых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ явилась питьевая вода. Не случайно, значительная часть археологических памятников расположена вдоль крупных водных артерий, в местах выхода подземных вод, либо вблизи пресных степных речек и озер.

В зимних условиях резко континентального климата скотоводы откочевывали в районы с расчленным рельефом, где могли найти естественные укрытия для животных. Таковыми в Западном Казах­стане являются южные и восточные песчаные массивы с бессточ­ными речками, отроги общего Сырта и долины крупных рек. Кочевники выбирали места с расчетом на древесно-кустарниковую растительность. Именно в раннем железном веке в подавляющем большинстве районов края были сведены на нет большие лесные массивы.

Политическая история саков
 

Весной кочевники покидали зимние пастбища, что давало возможность восстановления кормовых угодий и обеспечивало новую зимовку. В целом сарматы лишь выборочно использовали лучшие кормовые участки, после их стравливания они откочевыва­ли на новые пастбища. В результате, обширные равнинные про­странства, расположенные вдали от водоемов, использовались случайно, главным образом при перегоне скота19.

Таким образом, племена саков, усуней, хунну, сарматов достигли высокого уровня в создании своеобразной кочевой цивилизации, характеризующейся государственным уровнем общественного ус­тройства, своеобразной материальной культурой и искусством. В это время на территории Казахстана появляется население, гово­рящее на прототюркских языках.

_______________

1. Здесь и далее цит. по: Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе (Пер. В. В. Латышева) // Вестник древней истории. М., 1947. № 1—4; 1948. № 1—4; 1949. № 1—4.

2.Маргулан А. X.. Акишев К. А.. Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966.

3.Кадырбаев  М.  К.,  Курманкулов  Ж.  и  др.  Работа  в  Актюбинской  области. Археологические открытия 1974 г. М., 1975. С. 490—491.

4.Черников С. С. Загадка Золотого кургана. М., 1965.

5.Вишневская О. А.  Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII—V вв. до н. э. М, 1973.

6. Кузьмина Е. Е. В стране Кавада и Афрасиба. М.. 1977.

7. Акишев К. А. Курган Иссык. М.. 1978.

8. Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата. 1983; Кузьмина Е. Е. В стране Кавада и Афрасиба. М., 1977.

9. Акишев А. К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1983.

10.Бичурин И. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950. Т. 2. С. 189—198, 203—204, 208—209.

11.Акишев К. А. Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины р. Или. Алма-Ата, 1963; Акишев К. А. Экономика и общественный строй Южного Казахстана и Северной Киргизии в эпоху саков и усуней (V в. до н. э.): Автореф. Дис. ... докт. ист. наук. М.. 1986.

12.Кюнер Н. В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961. С. 105.

13.Латвийский Б. А. Кангюйско-сарматский фарн. Душанбе, 1968. С. 14—23.

14.Байпаков К. М., Подушкин А. М. Археологические памятники древнеземледельческой культуры Казахстана. Алма-Ата, 1988. Максимова А. Г., Мерщиев М. С., Вайндерг Б.И., Левина Л. М. Древности Чардары. Алма-Ата, 1969; Левина Л. М. Керамика нижней и средней Сырдарьи. М.. 1971.

15.Миняев С. С. Сюнну // Исчезнувшие народы. М., 1988. С. 113—125.

16.См.: История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Алма-Ата. 1977. Т. 1. С. 291—292.

17.История Казахской ССР... Т. 1. С. 285—287.

18.Смирнов К. Ф. Сарматы и утверждение  их политического господства в Скифии. М., 1984; Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М. — Л., 1950. С. 147—150.

19.История Казахской ССР... Т. 1. С. 250—255.

 

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива