Меннониты Казахстана в советский период
21.04.2021 10995

Расселение немцев в Казахстане связано с переселенческой политикой Российской империи на рубеже XIX–XX вв., когда рост населения в немецких колониях привёл к переизбытку рабочей силы, нехватке земли, что вызвало волну миграции. Так, немцы появились на территории Оренбурга, Алтая, Средней Азии и Казахстана. 

К моменту образования Казахской ССР в 1920 г. на территории республики проживало более 50 тысяч немцев [1, С. 3].

Среди немецких колонистов меннониты были особенно заметны. Меннониты – протестантская христианская община, проповедующая смирение, ненасилие, нравственное самосовершенствование и приверженность старым традициям [1, С. 322]. У немцев есть пословица: «Счастлив не тот, у кого много, счастлив тот, кому мало нужно». В своих молитвах они благодарят Бога, полагая, что всегда есть за что его благодарить. Не употребляют алкоголь, не курят [2].

На территории Казахстана первые поселения меннонитов были основаны вблизи станции Токуши, в 30 км к востоку от Петропавловска. В 1901 г. братья Фризен – меннониты основали поселение Фризенхоф, в котором был построен молитвенный дом со школой, а позже на пожертвования общины в селе Николайполь был построен небольшой госпиталь. Меннонитство было распространено миссионерами-меннонитами М. Тильман, Р. Бон и К. Кливером. Первые колонии меннонитов появились в 1899–1910 гг. близ Славгорода, Павлодара и других мест [3].




В постановление заседания Бюро Петропавловского окружкома ВКП (б) «О состоянии работы среди немецкого населения» от 28 ноября 1929 г. отмечается, что в районах с немецким населением в связи с хозяйственно-политическими мероприятиями партии в деревне по хлебозаготовке, налоговой кампании и «усилением классового наступления на капиталистические элементы в деревне среди кулацко-зажиточной части населения, а в особенности среди всего на меннонитского» открыто проявлялось негодование по поводу этих событий, в том числе и среди основных масс бедноты и середняков [1, С. 34].

Стремительные темпы коллективизации и проведение хлебозаготовительных и налоговых кампаний в колхозах в 1929 г. усилили эмиграционные движения за пределы СССР, главным образом в Америку. В обзоре полномочного представителя ОГПУ в Казахстане «Политическое и экономическое положение немецких деревень в Казахстане» от 28 февраля 1930 г. отмечается, что причины этого движения были сформулированы виднейшим меннонитским идеологом, представителем по делам меннонитов в Москве Петером Фрезе в следующих основных положениях:

1. Гражданская война, принёсшая разорения меннонитских хозяйств и разрушение устоев их культурной и религиозной жизни.

2. Аграрная революция, имевшая своими последствием сокращение земельной площади немецких селений и образование между немецкими колониями целой сети неменнонитских поселений.

3. Политика партии и соввласти в отношении меннонитской крупной буржуазии и в отношении кулачества в деревне, в том числе и немецкого кулачества.

4. Запрещение преподавания вероучения в школах и введение вместо него антирелигиозных предметов, создание препятствий духовным лицам в организации религиозных школ и библейских курсов.

5. Принуждение местными властями меннонитов к воинской службе с оружием в руках [1, С. 51–52].




Раскулачивание, перегибы в области налогообложения, антирелигиозная пропаганда и репрессивные меры против служителей культа, а главное, начавшийся процесс коллективизации, нарушили привычные устои жизни, что привело в конце 20-х начале 30-х гг. XX в. к массовому эмиграционному движению немецкого населения, стремившегося избежать всех этих «революционных» преобразований.

В ответ власти предприняли шаги по исправлению допущенных перегибов на местах, пытаясь привлечь немецкое население на сторону Советской власти и остановить эмиграцию. Это, а главное, административные действия, проводимые ОГПУ, помогли свести на нет эмиграционное движение. Свою роль сыграло и то, что западные страны временно перестали принимать мигрантов. В тоже время, первые негативные сообщения от переехавших в Америку и последующий отказ американского правительства принять эмигрантов также вызвали колебания среди населения, и волна эмиграции пошла на убыль.




В Советском Союзе, в связи с запрещением различных религиозных верований и религиозных служб, стремясь овладеть легальными формами идеологического воздействия и глубоко проникнуть в хозяйственную жизнь колоний, кулацко-религиозные деятели немцев в Казахстане активно участвовали в организации Всесоюзного объединения меннонитской кооперации, что встретило резкое осуждение со стороны советской общественности на его съезде в 1927 г. [1, С. 49]. Религиозному влиянию во многом способствовали кулачество-меннониты с их авторитетом и «помощью бедным от богатых», нередко им помогала консервативная часть интеллигенции, в частности учительство [1, С. 50].

С середины 30-х гг. ХХ в. стали поступать посылки из-за границы в немецкие семьи, о чем свидетельствует письмо секретаря Красноармейского РК ВКП (б) Г. Патылицына секретарю Северо-Казахстанского обкома ВКП (б) С. Сегизбаеву о выяснении отношения партийных органов к помощи из-за рубежа спецпереселенцам от 2 мая 1937 г. Из письма следует: «За последнее время усилилось поступление посылок из-за границы колхозникам района. Посылки поступают из Польши, Германии не только переселенцам, а также имеются случаи получения посылок колхозникам и немцам старых районов. Как факт: вначале 1937 г. из Берлина была прислана посылка на имя Шлейхт в колхоз «Ландман» вследствие того, что этот тип был арестован, как явно фашистки настроенный и проводил провокационную работу в колхозе, посылка его родственниками была возвращена обратно в Германию. Из Берлина эту посылку вторично возвращают в адрес жены Шлейхт, последняя отказалась от получения посылки (написала письмо, которое прилагаю)» [4, С.87].

Основным методом воздействия было распространение антисоветской литературы через нелегально существующие религиозные группы и общины, рассылка писем, посылок, приветственных адресов и т. д. [1, С. 234]

Стоит отметить, что соблюдение религиозных норм стало серьезным препятствием для советской пропаганды по привлечению немецкой молодежи, находившейся под влиянием родителей, в пионерские и комсомольские организации. Меннониты соблюдали религиозные обряды, предрождественские посты, не посещали клубы, кинотеатры и другие общественные места [1, С. 186–187]. Следованию традициям способствовали семейные, родственные связи, большое влияние и материальная помощь со стороны богатых кулаков [1, С. 50].

В 60–80-е годы ХХ века религиозная деятельность пасторов-меннонитов пасторов, особенно среди молодежи, была направлена на агитацию немцев, уехать в Германию [1, С.234].

Отношение советской власти и граждан к меннонитам прослеживается на страницах газет, характер статей очень четко передается такими фразами, употребляемыми авторами: «секта», «сектанты», «религиозники», «фанатики», «пропаганда».

К примеру, документальный рассказ «Меннониты «спасают души» повествует о борьбе богатых меннонитов против Советской власти, их бегстве из страны, методах антисоветской пропаганды, вербовке людей для переезда и работы на плантациях в Америке, подготовке диверсантов и шпионов для работы против СССР. К примеру, рабочие завода «КВОИТ» в г. Алма-Ате всячески избегали участия в общественной жизни, так как считали «всё, что отвлекает мысли от Христа – грех».

Кроме того, из рассказа можно узнать, что в Казахстан в качестве туристов приезжал американский священник, президент Международного конгресса меннонитов Геральд С. Бендер, канадский меннонитский деятель Дэвид Б. Виенса, которых встречал Филипп Корнис. Последний посещал ряд регионов Казахстана, чтобы убедить простых меннонитов покинуть Россию и отправиться в Канаду. В то же время Ф. Корнис «не раз попадался с поличным», и каждый раз, отбыв наказание, продолжал свою работу.

В рассказе также упоминается деятельность благотворительных организаций и меннонитских центров, которые «не без умысла» посылали различные посылки советским гражданам. Многие немцы отказывались получать посылки от западногерманских, американских и канадских организаций, обращаясь в газеты с упрёками в адрес этих организаций [5].

Так же на страницах печати представлен обзор писем, «авторы которых гневно осуждают деятельность религиозников, калечащих божьим именем жизни людей». Так, один из читателей со станции Зеренда Кокчетавской области писал о распаде дружной и весёлой семьи, когда муж под влиянием религии оставил жену и сыновей. В нём читатель уверяет, что общественность швейной фабрики, где работал мужчина, примет меры и поможет вернуть счастье в семью. А в селе Берлик Джамбульской области один из баптистов женил своего сына на шестнадцатилетней ученице 8-го класса и, по словам читательницы, бывшей учительницы – «Девушка прямо со школьной скамьи попала в сектантскую трясину, но это никого не взволновало» [6].

Другая публикация сообщает об иске Ленинского райотдела Караганды к Давиду Классену об уплате подоходного налога с пожертвований прихожан. В оправдание действий Д. Классена свидетели утверждали, что церковь в СССР не облагается налогом, забывая о том, что община вообще не была зарегистрирована. Сбор пожертвований в размере более 100 тысяч рублей был оправдан потребностями общины. Однако суд установил, что на покупку вина было потрачено 6 тысяч рублей, что противоречит тому факту, что меннониты не употребляют спиртные напитки [7].

Однако, несмотря на антирелигиозную пропаганду, их эффективность иногда ставилась под сомнение. Например, в Зыряновске Восточно-Казахстанской области знали о существовании местных баптистов, но информация о них считалась «наисекретнейшей». Проводимые антирелигиозные мероприятия не имели должного эффекта ввиду того, что лекции читались в местах, где верующие практически никогда не бывали, их содержание было обо всём и ни о чём, в частности, без конкретных целей и задач [8].

Материал от 3 августа 1963 года рассказывает о деятельности Евангельского бюро помощи «Хильфсверк» в Мюнхене. Её руководителем был епископ Теодор Геккель, бывший агент гитлеровской военной разведки «Абвер» и доверенное лицо фон Риббентропа. «Хильфсверк» совместно с Красным Крестом занималась отправкой различных посылок немцам, проживающим в Советском Союзе, и убеждением о том, что Западная Германия является их родиной, а не Советский Союз и им необходимо переехать. После отказа и возврата посылок эти посылки неоднократно отправлялись обходными путями через различные учреждения в Швеции, Швейцарии и Канаде или отдельными лицами обратно в СССР. В ответ советские граждане писали заявления в Президиум Верховного Совета СССР, Министерство иностранных дел и редакции газет с просьбой защитить их от провокаций непрошеных «благодетеле» из Западной Германии [9].

Благодаря печати власти отреагировали на критику по поводу ущемления прав немцев, высказанную инженером Карагандинского пусконаладочного участка Е.В. Дейбертом. В ней, в частности, отмечалось, что в 44 школах Карагандинской области создано 307 групп, в которых 5565 учащихся изучают немецкий язык как родной, из 6639 избранных депутатов местных органов власти 594 являются немцами. В ней же также приводятся примеры из жизни немцев, переехавших в ФРГ [10].

Об условиях проживания в ФРГ можно узнать из писем Э. Рапп, адресованные детям. В них она описывает свою жизнь и трудности, с которыми столкнулась после переезда. Например, по приезде в ФРГ Э. Рапп получала пособия и жила в съёмной квартире, которые назывались лагерными. В дальнейшем она получила квартиру и ей была назначена пенсия. Однако во многих письмах она отмечала, что жизнь в стране стоит дорого, много безработных, студенты постоянно устраивают забастовки, деньги играют огромную роль, и всё, кто переехал в ФРГ, возвращаются обратно [11].

Сегодня меннониты проживают в США, Парагвае, Боливии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Мексике и ряде других стран [12].

В настоящее время нет точной информации о том, сколько меннонитов проживало и проживает в Казахстане. По состоянию на 2007 г. только в Караганде существовала община братских меннонитов с филиалами в Карагандинской и Северо-Казахстанской областях. На начало 2011 г. в стране насчитывалось 6 религиозных объединений. В общей сложности было перерегистрировано одно местное религиозное объединение [4]. По данным онлайн-глобальной анабаптистской энциклопедии меннонитов, 300 меннонитов жили в Казахстане с 2006 по 2015 г. [13].

К. Кабдулова,

магистр педагогических наук,

Костанайская область

 

Источники:

1.Из истории немцев Казахстана (1921–1975 гг.): Сборник документов: Архив Президента Республики Казахстан / Отв. редактор Г.А. Карпыкова. – Алматы – Москва: Готика, 1997. – 376 с.

2.Герасименко, Т.И. Немцы – меннониты Оренбургской области: культурный след в истории и географии [Текст]: / Т.И. Герасименко, Е.Ю. Нуждина. – Оренбург, 2000. – 75 с. – С.20.

3.Протестантизм: история, направления и казахстанские реалии [Текст] инф. справочник / Г.Е. Шлымова [и др.]. – Астана: 2012. – 43 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.nauka.x-pdf.ru/17istoriya/585946-1-protestantizm-istoriya-napravleniya-kazahstanskie-realii-informacionniy-spravochnik-astana-2012-udk-bbk-k-rekomen.php (дата обращения: 12.03.2021)

4.Из истории депортации. Казахстан. 1935–1939 гг.: Сборник документов. – Алматы: LEM, 2014. – 740 с.

5.Ушаков В. Меннониты «спасают» души (документальный рассказ) [Текст] / В. Ушаков, Л. Климов // Ленинская смена Казахстана. – 1960. – 12–16 марта.

6.«О кривых тропах и прямой дороге» [Текст] // Ленинская смена Казахстана. – 1960. – 6 апр.

7.Баранов, В. Маска сорвана [Текст] / В. Баранов // Социалистическая Караганда. – 1960. – 10 сент.

8.Богатырев, Ф. Раздумья атеиста [Текст] / Ф. Богатырев // Казахстанская правда. – 1963. –16 авг.

9.Аксельрод, Г. Идеологические диверсанты из ФРГ [Текст] / Г. Аксельрод // Казахстанская правда. – 1963. – 3 авг.

10.Мехаев, Е. С чужого голова [Текст] / Е. Мехаев, Г. Шипитько // Индустриальная Караганда. – 1975. – 2 апр.

11.«Я так одинока» [Текст] // Индустриальная Караганда. – 1975. - 8 июня.

12.Меннониты: «Дети Мира» [Электронный ресурс] URL: https://hasta-pronto.ru/paraguay/mennonites/ (дата обращения: 30.03.2020)

13.World Mennonite Membership Distribution [Электронный ресурс] URL: https://gameo.org/index.php?title=World_Mennonite_Membership_Distribution (дата обращения: 30.03.2020)